АБАШЕВСКАЯ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ представлена группой археологических памятников в лесостепных и лесных пространствах Восточной Европы, относящихся к эпохе средней бронзы. Исследование абашев. древностей насчитывает более 130 лет. Культура открыта, выделена и описана в 1920-х гг., названа по могильнику у с. Абашево (Чебоксар. р-н), где В.Ф. Смолин в 1925 раскопал 3 кургана (см. Абашевский курганный могильник). Существует три основных региона концентрации абашев. памятников: Сред. Поволжье (междуречье Суры и Свияги и левобережье Сред. Поволжья, бассейн Малой Кокшаги), Южный Урал и Подонье. Соответственно исследователи выделяют в рамках А.к.-и.о. отдельные культуры: средневолжскую, уральскую (баланбашскую) и донскую (доно-волжскую). Действительная территория культуры значительно шире, о чём свидетельствуют случайные находки и клады, отдельные памятники.
Нек-рые археологи с нач. 1990-х гг. исключают памятники Подонья из круга абашевских. Неоднозначно решаются вопросы происхождения, хронологии, этноса, соотношений отдельных регионов, судеб А.к.-и.о. Есть гипотезы о формировании абашевцев в Сред. Поволжье и к западу от Сред. Волги. Их этногенез связывается с ямной культурно-историч. общностью, со среднеднепровской культурой. Есть точка зрения, что абашевцы и среднеднепровцы имеют в своём формировании общую подоснову. Часть исследователей говорит об автохтонности абашев. населения Сред. Поволжья, связывая этногенез абашевцев с фатьяновско-баланов. миром, волосовско-турбин. или сейминско-турбин. древностями и т.д. Большинство современ. исследователей считает, что абашев. население формировалось за пределами Сред. Поволжья. Носители А.к.-и.о. принадлежали к европеоидной расе.
Нек-рые лингвисты относят А.к.-и.о. к протогермано-балто-славянской общности, другие – к протоиндоиранцам. Нижний хронологич. горизонт ранних памятников А.к.-и.о. – последние века 3 тыс. до н.э., верхний рубеж устанавливается 17 – нач. 16 вв. до н. э. Наиболее вероятная датировка абашев. древностей – 1-я пол. 2 тыс. до н.э. Дискуссионна и хронологич. позиция средневолж. абашев. культуры в системе А.к.-и.о., одни считают её наиболее ранней, другие – позднейшей, производной от южноуральской.
В лесостеп. зоне Дона, Волги и Южного Урала происходило постепенное возобладание срубных и алакульских традиций над абашевскими, завершившееся поглощением массивов абашев. населения и включением их в срубную и алакульскую культурно-историч. общности. В самых север. пределах лесостепи и смежных лесных р-нах (средневолж. культура) абашевцы, возможно, покинули территорию края, могли быть уничтожены, растворены в инород. окружении. Часть абашевцев, вероятно, была включена в движение сейминско-турбин. племён. Многие учёные отрицают какую-л. роль средневолж. абашевцев в культурогенетич. процессах эпохи поздней бронзы и тем более раннего железного века Волго-Уралья.
Население А.к.-и.о. занималось преимущественно скотоводством (в нек-рых местах – пастушеством), охотой и рыболовством. Земледелие имело подчинённый характер. В составе стада преобладали крупный рогатый скот, лошади, свиньи при значительной роли мелкого рогатого скота. Скот использовался также в транспорт. и воен. целях. Существует мнение, что именно в среде А.к.-и.о. появились едва ли не древнейшие в евразийской степи и лесостепи колесницы. Этим, а также высокой организацией, наличием воин. сословия, передовым вооружением и средствами ведения боя объясняется успешное продвижение абашев. племён. Орудия труда изготовлялись из камня, меди, дерева, костей домашних и диких животных.
Абашев. мастера выработали свою форму орудий труда, предметов вооружения, украшений. Медные орудия абашев. форм на территории А.к.-и.о. и за её пределами часто встречаются в виде кладов. Развитое металлургич. производство существовало на базе уральских и других месторождений меди с использованием медистых песчаников Приуралья и Поволжья (топоры, наконечники копий, кинжалы, ножи, серпы, украшения и др.). Преобладающую роль в производстве металла играла чистая медь (до 90% изделий). В ареале А.к.-и.о. существовало, по-видимому, несколько очагов металлопроизводства.
Абашевцы селились обычно на возвышенных местах по берегам рек. Жилые и производствен. деревянные сооружения наземного и полуземляночного типов были прямоугол. формы. Места их долговремен. неукреплён. поселений известны и исследованы в Приуралье и Подонье.
Одним из основных признаков, объединяющих абашев. культуры Сред. Поволжья, Южного Урала и Подонья в А.к.-и.о., является курганный обряд погребения. Могильники расположены, как правило, на надпойменных террасах или водоразделах небольших рек. В Сред. Поволжье абашев. могильники насчитывают от 1 до 60 курганов. Захоронения совершались в курганных могильниках с небольшими округлыми или овальными уплощёнными насыпями в прямоугол. или овальных ямах средних размеров и глубины; у дна часто встречаются ступеньки. Под большинством насыпей находилось от одного до трёх могильных ям, но есть и курганы (№9 в Абашев. курган. могильнике), где число погребений достигает 15. Могильные ямы нередко оформлялись деревом, а также камнем. Найдены органич. подстилки (береста и др.), охра. Отмечены насыпи с деревянными, каменными оградками и др. внемогильными конструкциями, кольцевыми канавками. Часто фиксируются следы тризны, жертвенников или какого-то поминального ритуала (находки фрагментов керамики, кремня, костей животных, следы кострищ). В погребальном обряде характерен «культ огня». Преимущественное положение погребённых – вытянутое на спине с подогнутыми (возможно, приподнятыми) ногами и уложенными на грудь руками. Отмечены единичные случаи погребения на поверхности без ямы с насыпанием кургана, кремации и частич. захоронений. Встречаются могилы без костяков – кенотафы. Основная ориентировка погребённых – головой на ЮВ, В. Обычны одиночные захоронения, но обнаружены и коллективные. В Сред. Поволжье выделяется одиночный Пепкинский курган (Респ. Марий Эл), где в яме обнаружено 27 костяков мужчин-воинов.
В погребениях встречается инвентарь: глиняные сосуды, медные ножи, шилья, украшения, костяные и кремневые наконечники стрел, каменные изделия, а в нек-рых инвентарь отсутствует. В погребальных комплексах Сред. Поволжья почти отсутствуют предметы вооружения и орудия труда. В то же время в средневолж. жен. захоронениях довольно богато представлены медные и серебряные украшения (мелкие нашивные полукруглые бляшки, проволочные пронизки и др.), нередко образующие богатые наборы, что свидетельствует о нарядной одежде абашев. женщины, особенно её головного убора. Своеобразным знаком абашевцев являлись лепестковидные бляшки – розетки. К кон. 1990-х гг. в Сред. Поволжье раскопано более чем 30 могильников, около 200 курганов, изучено более 300 погребений.
Самобытна абашев. керамика: рыхлая, с раковинными и органическими примесями в глиняном тесте. Она представлена лепными круглодонными и плоскодонными сосудами колоколовидной, баночной, горшковидной форм, украшен. геометрич. нарезным и гребенчатым орнаментом. Отличительным и ярким признаком А.к.-и.о. являются маленькие острорёберные сосуды. Есть такие элементы орнаментации, как горизонтальные прочерченные линии, выполненный зубчатым штампом зигзаг. Характерные узоры – заштрихованные треугольники, «лесенки» с горизонтальной штриховкой, «ёлочки», зигзаги и др.
У носителей А.к.-и.о. была развитая духовная культура (культ огня, культ животных, солярно-астральные представления и др.). Предполагается существование развитых астрономических знаний, в т. ч. наличие календарной системы.
Проблемы А.к.-и.о. вызывают интерес у учёных России и зарубежья. Изучению абашев. древностей посвящены десятки монографий и сотни статей. В 2003 в Чебоксарах проведена Международ. науч. конференция «Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие».
Средневолж. абашев. культура в Чуваш. Респ. изучена по курганным могильникам [Абашевский, Большеянгильдинский, Верхнеолгашинский, Катергинский (Бишевский), Пикшикский, Станьялский (Малосундырский), Таушкасинский, Тохмеевский, Тюрлеминский, Васюковский (Альменевский)], одиночным курганам [Тебикасинский, Тиханкинский, Малособарский (Второтюрарский), Новобуяновский] и др. Имеются случайные находки вислообушных медных топоров абашев. типа. Раскопки курганов А.к.-и.о. в Чувашии проводили В.Ф. Смолин, П.П. Ефименко, О.А. Кривцова-Гракова, М.С. Акимова, П.Д. Степанов, Н.Ф. Калинин, Н.Я. Мерперт, В.Ф. Каховский, Б.В. Каховский и др.
Автор: Е.П. Михайлов.
Лит.: Абашевская культура в Среднем Поволжье. М., 1961; Пряхин А.Д., Халиков А.Х. Абашевская культура // Эпоха бронзы лесной полосы СССР. Археология СССР. М., 1987; Горбунов В.С. Абашевская культура Южного Приуралья. Уфа, 1986; Кузьмина О.В. Абашевская культура в лесостепном Волго-Уралье. Самара, 1992; Пряхин А.Д., Беседин В.И., Захарова Е.Ю. и др. Доно-волжская абашевская культура. Воронеж, 2001; Абашевская культурно-историческая общность: истоки, развитие, наследие: Материалы Международной научной конференции. Ч., 2003; Большов С.В. Средневолжская абашевская культура (По материалам могильников). Йошкар-Ола, 2003.