ТУРĂ - [туръ], Торă, Çÿлти Турă – верховная фигура в чувашском пантеоне. Почитался как держатель вселенной и творец всего сущего, как небесный бог, управляющий посредством др. божеств, стоящих иерархически ниже. Являлся основным объектом религиоз. поклонения, о чём свидетельствует вся система традицион. обрядов и жертвоприношений. Считалось, что он является хранителем живой природы, посылает на землю свет и дождь, благодаря ему родится хлеб, плодится скотина. Он знаток и распорядитель судьбы, от него зависит благополучие человека. Т. имеет множество эпитетов, к-рые в 18 – нач. 20 вв. православ. миссионерами и этнографами принимались за отдельные персонажи в системе традицион. верований чувашей. Т. представляли в виде седовласого и седобородого старика с посохом в руках. Образ, хотя и подразумевался в антропоморфном виде, не должен был изображаться. Чуваши считали, что Т. имеет отца, мать и детей, в его окружении находятся Кепе, Пÿлĕхçĕ, Пихампар и др. боги-созидатели, через к-рых он управляет земными делами. Верили, что в Т. сосредоточена сила добра, ведущая борьбу против зла. Т., наблюдая за происходящим на земле, видит вредные поступки злых духов Усал, Шуйттан и преследует их.
В большинстве обрядов вначале обращались к Т. В честь него в благодарность за содействие и с просьбой помочь вырастить хлеб в следующем году проводились с особой торжественностью семейно-родовой обряд чÿклеме и жертвоприношения во время общественных обрядов (уй чÿкĕ и др.). Клятва именем Т. считалась наиболее эффективной.
С христианизацией чувашей слово Т. чувашами начало использоваться для называния православ. Бога, с таким же значением вошло в официал. религиоз. тексты.
Автор: Г.Б. Матвеев, А.А. Трофимов.