Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  
Стр. [«] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [»] 
«Уяв» //
"Фольклорный ансамбль «Уяв». Фото 1980-х гг."«УЯВ» – фольклорный ансамбль при Управлении культуры адми­нистрации г. Чебоксары. Создан в 1985. Органи­затор и руководитель З.А. Козлова . В составе – 18–20 исполнителей, сре­ди к-рых и музыканты-любители, и профессионалы…
«Уяв» //
"Пример"«УЯВ» – кантата для хора a cappella А.Г. Васильева. Создана в 1979 как вокально-хореографич. сюита «Çурхи уяв» (Весенние хороводы), в 1980 переработана в кантату. Состоит из 6 контраст. частей, связанных идеей прославления молодости. В основу…
«Шывармань» //
"Сцена из оперы «Шывармань». Фото 2010."«ШЫВАРМАНЬ» (Водяная мельница) – опера Ф.С. Васильева в 3 действиях, 5 картинах с прологом и интермедией по одноимённой поэме А.Е. Алги . Либретт
А капелла //
А КАПЕЛЛА [от итал. a cappella – «в капелле»] – хоровое или ансамблевое пение без инструментального сопровождения. Исполнение А к. широко распространено в чуваш. музыкальном фольклоре (при этом равно возможно и пение с инструментальным…
Аккомпанемент //
"Свадебная плясовая песня чувашей Башкортостана."АККОМПАНЕМЕНТ [от франц. ac­compagnement – сопровождение] – музыкальное сопровождение солирующего голоса/голосов (как в вокальной, так и в инструментальной музыке) или танцора/танцоров. А. сам может быть как инструментальным, так и вокальным. В…
Алеаторика //
АЛЕАТОРИКА (от лат. alea – случайность, игральная кость, жребий) – метод музыкальной композиции, возникший в 1950-х гг. в практике западноевропейского музыкального авангарда. Сущность А. – предоставление исполнителю возможности свободного выбора…
Альт //
АЛЬТ – 1) низкий детский голос (второй по высоте после дисканта); 2) в ансамблях и хорах четырёхголосного склада – вторая по высоте (после сопрано) партия. Обычный диапазон: ля малой – ми второй октавы. Партия А. присутствует в сочинениях чуваш…
Ангемитоника, ангемитонная пентатоника //
АНГЕМИТОНИКА, АНГЕ­МИ­ТОН­­НАЯ ПЕНТАТОНИКА – см. Пентатоника
Ансамбль //
АНСАМБЛЬ (от франц. ensemble – вместе) – в музыкальном искусстве 1) группа совместно музицирующих исполнителей, а также музыкальное произведение, предназначенное для неё. Ансамблевое исполнительство относится к камерной музыке , поскольку, в…
Аранжировка //
АРАНЖИРОВКА (от франц. arran­ger – приводить в порядок, устраивать) – переложение музыкального произведения для иного (по сравнению с оригиналом) состава исполнителей (клавир оперы, оркестровка инструментальных пьес, переложение для хора или…
Ария //
АРИЯ (от итал. aria) – жанр вокальной музыки, художественно и композиционно завершённый номер в опере , оратории или кантате , исполня
Ассоциация композиторов Чувашской Республики //
АССОЦИАЦИЯ КОМПОЗИТОРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – общественная организация, объединяющая музыкальных работников разных специальностей, учителей музыки, занимающихся сочинением музыки, а также некоторых музыкантов-исполнителей и поэтов-песенников…
Атональность //
АТОНАЛЬНОСТЬ (от греч. – отрицательная частица и tonos – повышение голоса, тон) – термин, применяемый в музыкально-теоретической науке для характеристики звуковысотной организации нек-рых направлений музыки 20 в. Понятие А. появляется в нач. 20…
Аттракция паронимическая //
АТТРАКЦИЯ ПАРОНИМИЧЕСКАЯ, парономазия (от греч. рara – «около», onomazо – «называю») – невольное или намеренное сближение и даже смешение слов, сходных по звучанию. Для устной речи характерен первый вид А.п. Ср.: употребление глагола салан…
Баллада //
БАЛЛАДА (итал.-прованс. ba­llata, англ. ballad, нем., франц. ba­llade от позднелат. ballo – танцую) – лиро-эпиче­ский стихотворный или музыкальный жанр народного устного и индивидуального письменного творчества. В прямом значении (как…
Баритон //
БАРИТОН – 1) мужской голос, по диапазону и окраске звука средний между тенором и басом. Обычный диапазон: ля – большой, фа – первой октавы. Различают Б. лирический и драматический. Самый распространён. голос среди вокалистов-мужчин из чувашей…
Бас //
БАС – 1) низкий мужской голос. Обычный диапазон: фа большой – ми первой октавы. В сольной вокальной музыке принято разделять высокий (кантанте), центральный и глубокий (профундо) Б. В 1936–41 в Чебоксарах работал солист Ленинград. театра оперы и…
Баян //
БАЯН – клавишно-пневматич. музыкал. инструмент с хроматическим зву­корядом. Б. появляется в России в нач. 20 в., распространяется наряду с гармонью и аккордеоном, в сфере бытового музицирования. К 1940-м гг. становится профессионал. концерт…
Вальс //
ВАЛЬС – один из наиболее популяр. бытовых музыкал. жанров, встречающихся в профессионал. музыке. С нач. 19 в. В. – самый распространён. в Европе и России танец трёхдольного размера, умеренно-быстрого темпа. Существуют разные стилевые варианты В. –…
Вархан //
ВАРХАН, варкан – чуваш. народ. музыкал. инструмент, род варгана («губного органчика»), древнейшего язычкового щипкового инструмента. По данным археологии, в Приуралье распространился с Востока в 1-й пол. 1 тысячелетия н.э., в Прикамье широко…
Стр. [«] 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 [»] 

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство