«Уяв» // |
«УЯВ» – фольклорный ансамбль при Управлении культуры администрации г. Чебоксары. Создан в 1985. Организатор и руководитель З.А. Козлова . В составе – 18–20 исполнителей, среди к-рых и музыканты-любители, и профессионалы… |
«Уяв» // |
«УЯВ» – кантата для хора a cappella А.Г. Васильева. Создана в 1979 как вокально-хореографич. сюита «Çурхи уяв» (Весенние хороводы), в 1980 переработана в кантату. Состоит из 6 контраст. частей, связанных идеей прославления молодости. В основу… |
«Шывармань» // |
«ШЫВАРМАНЬ» (Водяная мельница) – опера Ф.С. Васильева в 3 действиях, 5 картинах с прологом и интермедией по одноимённой поэме А.Е. Алги . Либретт |
А капелла // |
А КАПЕЛЛА [от итал. a cappella – «в капелле»] – хоровое или ансамблевое пение без инструментального сопровождения. Исполнение А к. широко распространено в чуваш. музыкальном фольклоре (при этом равно возможно и пение с инструментальным… |
Аккомпанемент // |
АККОМПАНЕМЕНТ [от франц. accompagnement – сопровождение] – музыкальное сопровождение солирующего голоса/голосов (как в вокальной, так и в инструментальной музыке) или танцора/танцоров. А. сам может быть как инструментальным, так и вокальным. В… |
Алеаторика // |
АЛЕАТОРИКА (от лат. alea – случайность, игральная кость, жребий) – метод музыкальной композиции, возникший в 1950-х гг. в практике западноевропейского музыкального авангарда. Сущность А. – предоставление исполнителю возможности свободного выбора… |
Альт // |
АЛЬТ – 1) низкий детский голос (второй по высоте после дисканта); 2) в ансамблях и хорах четырёхголосного склада – вторая по высоте (после сопрано) партия. Обычный диапазон: ля малой – ми второй октавы. Партия А. присутствует в сочинениях чуваш… |
Ансамбль // |
АНСАМБЛЬ (от франц. ensemble – вместе) – в музыкальном искусстве 1) группа совместно музицирующих исполнителей, а также музыкальное произведение, предназначенное для неё. Ансамблевое исполнительство относится к камерной музыке , поскольку, в… |
Аранжировка // |
АРАНЖИРОВКА (от франц. arranger – приводить в порядок, устраивать) – переложение музыкального произведения для иного (по сравнению с оригиналом) состава исполнителей (клавир оперы, оркестровка инструментальных пьес, переложение для хора или… |
Ария // |
АРИЯ (от итал. aria) – жанр вокальной музыки, художественно и композиционно завершённый номер в опере , оратории или кантате , исполня |
Ассоциация композиторов Чувашской Республики // |
АССОЦИАЦИЯ КОМПОЗИТОРОВ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ – общественная организация, объединяющая музыкальных работников разных специальностей, учителей музыки, занимающихся сочинением музыки, а также некоторых музыкантов-исполнителей и поэтов-песенников… |
Атональность // |
АТОНАЛЬНОСТЬ (от греч. – отрицательная частица и tonos – повышение голоса, тон) – термин, применяемый в музыкально-теоретической науке для характеристики звуковысотной организации нек-рых направлений музыки 20 в. Понятие А. появляется в нач. 20… |
Аттракция паронимическая // |
АТТРАКЦИЯ ПАРОНИМИЧЕСКАЯ, парономазия (от греч. рara – «около», onomazо – «называю») – невольное или намеренное сближение и даже смешение слов, сходных по звучанию. Для устной речи характерен первый вид А.п. Ср.: употребление глагола салан… |
Баллада // |
БАЛЛАДА (итал.-прованс. ballata, англ. ballad, нем., франц. ballade от позднелат. ballo – танцую) – лиро-эпический стихотворный или музыкальный жанр народного устного и индивидуального письменного творчества. В прямом значении (как… |
Баритон // |
БАРИТОН – 1) мужской голос, по диапазону и окраске звука средний между тенором и басом. Обычный диапазон: ля – большой, фа – первой октавы. Различают Б. лирический и драматический. Самый распространён. голос среди вокалистов-мужчин из чувашей… |
Бас // |
БАС – 1) низкий мужской голос. Обычный диапазон: фа большой – ми первой октавы. В сольной вокальной музыке принято разделять высокий (кантанте), центральный и глубокий (профундо) Б. В 1936–41 в Чебоксарах работал солист Ленинград. театра оперы и… |
Баян // |
БАЯН – клавишно-пневматич. музыкал. инструмент с хроматическим звукорядом. Б. появляется в России в нач. 20 в., распространяется наряду с гармонью и аккордеоном, в сфере бытового музицирования. К 1940-м гг. становится профессионал. концерт… |
Вальс // |
ВАЛЬС – один из наиболее популяр. бытовых музыкал. жанров, встречающихся в профессионал. музыке. С нач. 19 в. В. – самый распространён. в Европе и России танец трёхдольного размера, умеренно-быстрого темпа. Существуют разные стилевые варианты В. –… |
Вархан // |
ВАРХАН, варкан – чуваш. народ. музыкал. инструмент, род варгана («губного органчика»), древнейшего язычкового щипкового инструмента. По данным археологии, в Приуралье распространился с Востока в 1-й пол. 1 тысячелетия н.э., в Прикамье широко… |
|