Концертно-эстрадное бюро // |
КОНЦЕРТНО-ЭСТРАДНОЕ БЮРО, КЭБ – хозрасчётное учреждение искусства, созданное в декабре 1941 согласно постановлению Совета народ. комиссаров Чуваш. АССР от 23 октября 1941 «О временной консервации Чувашской государственной фила |
Краткосюжетность // |
КРАТКОСЮЖЕТНОСТЬ – свойство сюжетосложения традицион. чуваш. народ. песни. См. Афористика |
Критика музыкальная // |
КРИТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ – область музыкальной деятельности, сложившаяся в европейской культуре к 18 в. с формированием публичной концертно-театральной жизни. Отображает явления музыкал. жизни, давая на страницах газет и журналов (р |
Лад // |
ЛАД – звуковысотное соподчинение тонов определённой звуковой системы (звукоряда), позволяющее слуху воспринимать те или иные сопряжения музыкальных звуков дифференцированно – в конечном счёте как интонационно осмысленные и способные нести… |
Лейтмотив // |
ЛЕЙТМОТИВ (нем. Leitmotiv – ведущий мотив) – краткий музыкальный оборот, рельефный в ритмическом, мелодическом, иногда и в гармоническом отношении. Выполняет выразительно-смысловую и конструктив. функцию, в произведении повторяется многократно и… |
Любительство музыкальное // |
ЛЮБИТЕЛЬСТВО МУЗЫКАЛЬНОЕ – род непрофессионального светского художественного творчества, осуществляемого на инициативной основе в формах профессионального музыкального искусства. В России до создания Рус. музыкал. общества (1859, отделение в г… |
Марш // |
МАРШ (франц. marche) – музыкальный жанр, возникший для регулирования синхронного движения большого количества людей, один из основных прикладных жанров. М. отличает активный и мужествен. характер, чёткий ритм, размерен. темп, квадратность… |
Мелодия // |
МЕЛОДИЯ (греч. melodia – пение, напев, песня), кĕвĕ, диал. çемĕ – важнейшее выразительное средство искусства музыки, его исторически первичная и простейшая форма. В противоположность гармонии , объединяющей звуки в… |
Меццо-сопрано // |
МЕЦЦО-СОПРАНО (итал. mezzosoprano, от mezzo – средний) – низкий жен. голос, по диапазону и окраске звука занимающий промежуточ. положение между сопрано и контральто . Обыч. диапазон: ля малой – фа второй октавы. В хоре М.-с. составляют… |
Миксолидийский лад // |
МИКСОЛИДИЙСКИЙ ЛАД (от греч. myxa – смешиваемый, Lydia – государство Лидия, т.е смешанно-лидийский) – один из натуральных семиступенных ладов диатоники ; мелодический лад, в европейской теории описываемый восходящей формулой: тон – тон –… |
Миниатюра // |
МИНИАТЮРА (франц. miniature; итал. miniatura) – небольшая музыкал. пьеса для вокал. или инструментал. исполнения, иногда для различных составов ансамблей или оркестров. Форма М. – обычно простая, двух- или трёхчастная, реже рондо. По… |
Многослоговая форма // |
МНОГОСЛОГОВАЯ ФОРМА – одна из наиболее распространённых в чувашском фольклоре песенных форм, характерная для диалекта музыкального низового (анатри); отсюда возникло специальное название многосложник «анатри», составляющее терминологич. пару… |
Монодия // |
МОНОДИЯ (греч. mondia, от monos – один, единственный и dos – певец) – 1) в Древ. Греции – сольное пение, а также пение солиста в сопровождении инструмента; 2) в 16 – нач. 17 вв. в Италии стиль сольного лирич. пения в сопровождении инструмента… |
Музыка // |
МУЗЫКА (греч. musikē, букв. искусство муз) – вид искусства, обращённый к слуховому восприятию, эстетич. разновидность звуковой деятельности человека; в понятие М. включается также использование иных (внеэстетич.) функций звука… |
Музыка в Симбирской чувашской учительской школе // |
МУЗЫКА В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ – важный элемент чувашской художественной культуры кон. 19 – нач. 20 вв. Инспектором школы И.Я. Яковлевым музыка признавалась важным средством духовно-нравствен. и эстетического воспитания будущих… |
Музыкальная комедия // |
МУЗЫКАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ – музыкально-сценическое произведение комедийного плана. Термин «М.к.» применяется по отношению к таким жанрам, как опера-буффа, оперетта, комич. опера, водевиль и др. Однако, в отличие от оперетты, в М.к. музыка не столь тесно… |
Музыкальная фольклористика // |
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОЛЬКЛОРИСТИКА – принятое в русскоязычной литературе наименование научной дисциплины, изучающей музыкальный фольклор (народ. музыкал. творчество, см. Народная музыка ). Для её обозначения используются также термины музыкальная… |
|