Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ВОРОТА, хапха – часть окружения двора, малая архитектур. форма. Служат в качестве фасада, в то же время являются частью изгороди, отделяя двор от внешнего пространства. Разновидности В. связаны с географич. условиями, развитием строител. техники, народ. зодчества, экономич. состоянием семьи. У чувашей простейшим типом В. являлись вĕрлĕк (çил) хапха – из жердей, закреплённых деревян. рамой, установлен. на столбах, получили широкое распространение в нач. 20 в., особенно в малолесных районах. Исстари бытовали глухие В. без крыши – чăвашла хапха (букв. чувашские В.) из тёсаных досок. В кон. 19 – нач. 20 в. состоятельные крестьяне ставили тёсовые В. с двускатной крышей – вырăсла хапха (букв. русские В.). Конструкция крепилась на трёх столбах, на к-рые навешивались полотнища и калитка. Один из столбов с вбитым железным кольцом служил в качестве коновязи. В нач. 20 в. В. усложнились до 4–5 звеньев, зажиточные хозяева сооружали В. на всю длину фасада от избы до летней кухни (или клети). Иногда вместо столбов выкладывали вертикальные рублёные стенки из коротких обрубков брёвен, на всю высоту устанавливали колонну, верхнюю часть к-рой украшали каннелюрой.

Устройству В. уделялось большое внимание. Столбы украшались резьбой одним или двумя барельефными витыми колоннами или выступами в виде полуколонн, вершины к-рых увенчивались изображением солнца. Розетка (символ солнца) или её сегмент в верхней выступающей части (капители колонны) представляет собой древний магич. знак, несущий охранител. функции, как и часто встречавшийся роговидный орнамент (вместо розетки). Древние узоры В., в частности изображения факелов с пылающим пламенем (колонны с пучком огня или сегментом солнечного веера в верхней части столба), вероятно, имеют связь с колоннообразными алтарями огня – атрибутом зороастризма. В присур. р-нах под влиянием или при исполнении русскими мастерами широкие карнизные доски иногда оформлялись барельеф. резьбой. В нач. 20 в. традицион. глухая резьба В. вытесняется пропильной резьбой. Архитектур. оформление В. в это время достигло значител. успехов. Карнизы В. украшались тремя рядами подзоров и красной доской, мотивами узоров являлись кронштейны, чередовавшиеся розетками и более сложными узорами в виде спаренных фигур червонок и т.д. Крыша В. увенчивалась резным гребнем (декоративной решёткой). Орнаментал. мотивы украшений В. восходят к болгар. эпохе.

Автор: Г.Б. Матвеев.
Иллюстрации
Ворота. Музей К.В. Иванова. Село Слакбаш. Республика Башкортостан. Фото 2006.
Рисунок из альбома «Чувашский орнамент». М.С. Спиридонова. Начало 20 в. Научный архив ЧГИГН.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство