ИБРЕСИ, Йĕпреç – посёлок город. типа (рабочий пос. до 1938), административный центр Ибресинского р-на. Расстояние до Чебоксар 114 км. Посёлок расположен у железной дороги в 30 км от Канаша и в 60 км от Алатыря. Республикан. автодороги соединяют посёлок с центрами соседних районов. Сдерживающим фактором развития посёлка остаётся проблема водоснабжения, т.к. он расположен на водоразделе речных систем Кири, Кубни и Цивиля. В окрестностях И. имеется месторождение строительных глин, на базе к-рого действует кирпичный завод.
Возникновение посёлка связано со строительством в кон. 19 в. железной дороги: ок. д. Ибреси было выбрано место для станции, запружено верховье Чёрной речки и построена для водоснабжения паровозов водонапорная башня (1893), к-рая стала символом посёлка и фигурирует на гербе района. В 1912 со станции было отгружено более 1 млн пудов грузов только в сторону Москвы, в т. ч. зерно, лесоматериалы, клёпка. Для вывоза сельхозпродукции и лесоматериала местные купцы держали двухэтажные амбары и складские помещения, к-рые располагались вдоль железной дороги. На станции действовали мельницы, имелись гончарные мастерские, работавшие на местном сырье.
В составе Буин. у. до 1920, Цивил. – 1920 –21, Батырев. – 1921–27, Ибресин. р-на – с 1927. Уездный центр в 1921–22, район. центр в 1920–21, с 1927.
Численность населения на 2010 составляла 8415 чел., из них мужчин – 3933 чел., женщин – 4482 чел. (в 1959 – 6714, 1970 – 5883, 1979 – 6364, 1989 – 8556, 2002 – 9201 чел.: 4302 муж., 4899 жен.). Отмечается естествен. убыль населения, доля пожилых – 19,6%, удельный вес трудоспособного населения составляет 61,1%, доля детей 19,3% (2010). С сер. 1990-х гг. численность населения медленно росла в основном за счёт мигрантов. Величина миграцион. прироста в 2006 составляла 75,5 на 10000 населения. В последние годы отмечается миграцион. убыль (-145,8 на 10000 населения в 2013). Проживают чуваши – 71,3%, русские – 24,0%, татары – 2,2%, мордва – 1,5% (2010).
Старейшая отрасль промышленности – лесная и деревообрабатывающая. Она была представлена Ибресинским лесокомбинатом, Ибресинской мебельной фабрикой и Ибресинским деревообрабатывающим заводом, предприятием «Домашняя мебель». Вследствие истощения местных лесных ресурсов древесина завозится по железной дороге с север. регионов страны. Предприятия выпускают паркет, оконные и дверные блоки, различ. столярные изделия и мебель. С 1970 функционировал Ибресин. завод электроизмерител. приборов. Действуют крахмало-паточный завод, предприятия по ремонту сельхозтехники, муниципальное предприятие «Мария», строительные организации.
Структура занятости населения отражает городской характер развития посёлка: в промышленности и строительстве занято 25,5%, в непроизводствен. сфере – 74,5%. Более всего занятых в сфере образования – 31,3%, в здравоохранении – 15,9%, а также в торговле и общественном питании – 13,3%. В посёлке функционируют 3 сельскохозяйствен. предприятия (2010), 2 сред. школы, школа-интернат, 5 дет. садов, централ. район. больница, 2 офиса врача общей практики, 2 библиотеки, культурно-досуговый центр, детская школа искусств, ДЮСШ, физкультурно-оздоровител. комплекс, отделения связи и сбербанка, 120 предприятий торговли и 13 предприятий обществен. питания, храм.
Железная дорога делит территорию И. на две почти равные части. Со временем в состав посёлка вошли с. Ибреси и пос. Черноречка. В результате ранее располагавшиеся на окраине посёлка лесокомбинат и мебельная фабрика оказались в центральной его части, где имеются кварталы жилых зданий в 2 и 5 этажей. По периферии сохраняются кварталы усадебного типа. В 1993, к 100-летию посёлка, в центре И. у благоустроен. парка был установлен паровоз, подчёркивающий роль железной дороги в судьбе населён. пункта. К З от железной дороги расположен Ибресинский этнографический музей под открытым небом – достояние республикан. национального культурного фонда. В 1943 в посёлке жил А.П. Маресьев – Герой Советского Союза.
Автор: З.А. Трифонова.