СОНОРИКА, сонорная техника (лат. sonorus – звонкий, звучный) – вид современной техники музыкальной композиции, оперирующей темброзвучностями. Прочно закрепилась в 1950-е гг., зародившись в Европе в так наз. новопольской школе. К её классич. образцам относятся «Трен памяти жертв Хиросимы» К. Пендерецкого (1961), «Атмосферы» Д. Лигети (1968) и др. Сонор. мышление отличает творчество отечеств. композиторов второй авангард. волны (С.А. Губайдулина, Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин и др.). Первыми чуваш. композиторами, обратившимися к С., стали М.А. Алексеев и А.Г. Васильев.
В С. на первый план выступают тембр, динамика, артикуляция (вместо привычных мелодии, гармонии, ритма). Основой этой техники является вертикал. звучность (сонор), представляющая множество реальных звуков, дающих, подобно обертонам, эффект утолщён. тона, единозвука, «звука высшего порядка» за счёт «тесных» интервал. соотношений. Наиболее сильный сонор. эффект создаёт кластер – многозвучие, образующееся из тесного сочетания секундовых интервалов и микроинтервалики. Диапазон сонор. звучностей в С. часто достигает от звукоточек до сверхмногоголос. кластеров. Для сонор. техники характерно использование необыч. звукоизвлечений (напр., у струнных игра за подставкой, удары по пюпитру, разные типы глиссандо и т.д.).
Сонор. техника встречается в крупных хоровых, оркестровых произведениях чуваш. композиторов. Часто она применяется в сочетании с алеаторикой. Так, напр., на стыке с алеаторическими квадратами неожиданные сонор. комплексы возникают в поэме для камер. оркестра «Сельские эскизы» (1969) М.А. Алексеева (в партитуре цифра 5), в поэме для хора а капелла «Осыпались с тухъи кораллы» (1981) А.Г. Васильева (цифра 13), в его же кантате для смешан. хора «Уяв» («Весенние хороводы») (1982, 2-я часть, заключител. раздел) и др. Возможности С. позволяют придать традицион. национал. колориту новое звучание.
Сонор. техника в произведениях молодого поколения чуваш. авторов применяется достаточно разнообразно. Часто встречается развитая кластерная техника: различ. типы кластеров в завершающем разделе фортепиан. фантазии «Свадебное шествие» Ю.П. Григорьева (1985); движение ленты-кластера Симфонии для камерного оркестра Л.Л. Быренковой (1986, 2-я часть, цифра 29). Её же «Композиция для двух фортепиано» (1987–89) – редкий образец исключительно сонор. техники с применением нетрадицион. приёмов исполнения и нотации. Педализированное сонор. звучание усложнено акустич. стереоэффектом (2 рояля располагаются в разных концах сцены). Выдержанные сонор. «пятна» характерны для крупных оркестровых произведений Л.В. Чекушкиной [Каприччио для симфонического оркестра «Азартные игры» (1989, цифра 8); «Концерт для голоса с оркестром» (1994, 3-я часть)].
Автор: Т.В. Полковникова.