Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

СОНОРИКА, сонорная техника (лат. sonorus – звонкий, звучный) – вид современной техники музыкальной композиции, оперирующей темброзвучностями. Прочно закрепилась в 1950-е гг., зародившись в Европе в так наз. новопольской школе. К её классич. образцам относятся «Трен памяти жертв Хиросимы» К. Пендерецкого (1961), «Атмосферы» Д. Лигети (1968) и др. Сонор. мышление отличает творчество отечеств. композиторов второй авангард. волны (С.А. Губайдулина, Э.В. Денисов, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин и др.). Первыми чуваш. композиторами, обративши­мися к С., стали М.А. Алексеев и А.Г. Васильев.

В С. на первый план выступают тембр, динамика, артикуляция (вместо привычных мелодии, гармонии, ритма). Основой этой техники является вертикал. звучность (сонор), представляющая мно­жество реальных звуков, дающих, подобно обертонам, эффект утолщён. то­на, единозвука, «звука высшего порядка» за счёт «тесных» интервал. соотношений. Наиболее сильный сонор. эффект создаёт кластер многозвучие, образующееся из тесного сочетания секундовых интервалов и микроинтервалики. Диапазон сонор. звучностей в С. часто достигает от звукоточек до сверхмногоголос. кластеров. Для сонор. техники характерно использование необыч. звукоизвлечений (напр., у струнных игра за подставкой, удары по пюпитру, разные типы глиссандо и т.д.).

Сонор. техника встречается в крупных хоровых, оркестровых произведениях чуваш. композиторов. Часто она применяется в сочетании с алеаторикой. Так, напр., на стыке с алеаторическими квадратами неожиданные сонор. комплексы возникают в поэме для камер. оркестра «Сельские эскизы» (1969) М.А. Алексеева (в партитуре цифра 5), в поэме для хора а капелла «Осыпались с тухъи кораллы» (1981) А.Г. Васильева (цифра 13), в его же кантате для смешан. хора «Уяв» («Весенние хороводы») (1982, 2-я часть, заключител. раздел) и др. Возможности С. позволяют придать традицион. национал. колориту новое звучание.

Сонор. техника в произведениях молодого поколения чуваш. авторов применяется достаточно разнообразно. Часто встречается развитая кластерная техника: различ. типы кластеров в завер­шающем разделе фортепиан. фантазии «Свадебное шествие» Ю.П. Григорьева (1985); движение ленты-кластера Симфонии для камерного оркестра Л.Л. Быренковой (1986, 2-я часть, цифра 29). Её же «Композиция для двух фортепиано» (1987–89) – редкий образец исключительно сонор. техники с применением нетрадицион. приёмов исполнения и нотации. Педализированное сонор. звучание усложнено акустич. стереоэффектом (2 рояля располагаются в разных концах сцены). Выдержанные сонор. «пятна» характерны для крупных оркест­ровых произведений Л.В. Чекушкиной [Каприччио для симфонического оркестра «Азартные игры» (1989, цифра 8); «Концерт для голоса с оркестром» (1994, 3-я часть)].

Автор: Т.В. Полковникова.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство