Место рождения: с. Тарханы Буин. у. (ныне Батырев. р-на)
КОКЕЛЬ Алексей Афанасьевич [1.3.1880, с. Тарханы Буин. у. (ныне Батырев. р-на) – 4.2.1956, г. Харьков, Украина] – живописец, график, художник-педагог, профессор (1922). Первый чуваш, получивший академич. художествен. образование. Организатор и председатель Ассоциации художников Червонной Украины, член Союза художников СССР (1932). Профессионал. становлением обязан выдающимся мастерам русского изобразител. искусства – П.П. Чистякову, И.Е. Репину, В.Е. и А.Е. Маковским, Д.Н. Кардовскому и др. Окончил Нормальную школу рисования (1903), Высшие педагогич. курсы (1906) и Высшее художествен. училище при Академии художеств (1912) по мастерской И.Е. Репина – Д.Н. Кардовского. Как о талантливом художнике заговорили о нём после конкурсной картины «В чайной». Картина пользовалась большим успехом на всемир. выставках в Мюнхене и Венеции (1913–14). Академию художеств К. окончил с правом на пенсионерскую командировку в страны Запад. Европы для дальнейшего совершенствования в живописи. Художник побывал в Германии и во Франции, работал в Италии. Произведения этого периода экспонировались на академич. весен. выставке (1914) в С.-Петербурге, особый успех имела картина «Итальянцы».
В 1916 по рекомендации И.Е. Репина К. приняли на преподавател. работу в Харьков. художествен. училище. После его преобразования в художествен. институт К. работал ректором вуза (1921–23), руководителем мастерской живописи (1921–39), зав. кафедрой рисунка (1939–56). Внёс большой вклад в развитие школы академич. рисунка в Украине.
На раннем этапе творчества К. испытал возможности разных форм живопис. выражения. В художествен. наследии мастера есть произведения, выполнен. в импрессионистич. манере, близкие к пуантилизму и откровенно экспрессионистические. Но стержневым в его искусстве всегда оставалось строгое реалистич. направление. Искусство К. неразрывно связано с историей страны. Художнику были близки идеи революцион. преобразования общества. Средствами агитационно-массового искусства он отстаивал и защищал их в годы Граждан. войны. Создавал произведения станковой живописи и графики, отражавшие события, происходившие в жизни общества.
Основные произведения: живопись – «Портрет чувашской женщины» (1906), «Академическая дача» (1907), «Уральские заводы» (1908), «В чайной» (1910–12), «Итальянцы», «Извозчик» (1913), «Семейный портрет» (1913), «Чувашская сюита» (1918–20; к этой теме обращался и позже), «Единоличница», «Венчание. Чуваши» (1920), «Страж революции. На посту» (1927), «Награждение ударницы» (1930), «Ликбез» (1935, картина создана по заказу Совета народ. комиссаров Чуваш. АССР), «На соляных промыслах» (1936), «К.Е. Ворошилов у танкистов» (1937), «Зима» (1943), «Отдых бойцов» (1946), «Донец» (1955) и др.; графика – «Старый рабочий» (1927), «Ударница» (1931), «Колхозник-ударник», «Автопортрет» (1936), «Женский портрет», «Автопортрет» (1939), «Леса» (1948) и др.
До 1917 картины К. выставлялись на международ. выставках и выставках передвижников. В совет. время участвовал во многих всесоюз., российских, украин. и чуваш. художествен. выставках. Произведения К. находятся в постоян. экспозиции Чуваш. государствен. художествен. музея, имеются в др. музейных собраниях России, Украины, в част. коллекциях.
На могиле К. в Харькове установлен памятник. В г. Харьков и в с. Тарханы Батырев. р-на установлены мемориал. доски. Именем художника названы улицы в Чебоксарах и в родном селе. В Чувашии актив. и всесторон. изучение художественно-педагогич. наследия К. началось в 1970-е гг. историком культуры А.И. Ивановым-Ехветом и искусствоведом А.Г. Григорьевым. Эту работу продолжает историк В.А. Васильев. Брат Германа (Г.А. Кокеля).
Автор: Ю.В. Викторов.
Лит.: Алексей Афанасьевич Кокель: Воспоминания современников и учеников / Сост., лит. запись А.Г. Григорьева. Ч., 1980; Трофимов А. А. О художественном мастерстве А.А. Кокеля // Искусство. Избранные труды. Ч., 2005; Кокели и их наследие / Авт. и сост. Г.В. Калашников, А.Д. Куракова, Н.К. Кушманов. М., 2005.