ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – высший уровень квалификации по специальности, полученный в высших учеб. заведениях (вузах) на базе полного сред. образования, формально подтверждён. дипломом об окончании вуза. Целью В.п.о. является подготовка и переподготовка специалистов, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования. Установлены следующие ступени В.п.о. с присвоением квалификации (степени): бакалавр (срок для получения квалификации не менее четырёх лет); дипломированный специалист (срок для получения квалификации не менее пяти лет); магистр (срок для получения квалификации не менее шести лет). В.п.о. можно получить в университете, академии, институте по дневной, вечерней и заочной формам обучения. Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996) определил глав. задачи вузов.
До Октябрьской революции высших учеб. заведений на территории Чувашии не существовало. 20 августа 1920 постановлением Ревкома Чуваш. автоном. области в Симбирске был открыт Чувашский институт народного образования, к-рый с 19 июля 1921 стал функционировать как практич. институт народ. образования. Началом создания системы В.п.о. стало открытие в декабре 1921 Чувашского рабфака, к-рый работал до 1931 года. В октябре 1930 постановлением ВЦИК и Совнаркома РСФСР открыт Чуваш. государствен. педагогич. институт (с 1998 Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева); осенью 1931открыт Чуваш. сельскохозяйствен. институт (с 1995 Чувашская государственная сельскохозяйственная академия); в сентябре 1958 – филиал вечер. факультета Горьков. политехнич. института, а в 1961 – Волжский филиал Московского энергетического института (с 1 сентября 1967 Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, создан. на базе Волж. филиала Моск. энергетич. института и историко-филологич. факультета ЧГПИ). В 1962 в Чебоксарах открывается учебно-консультацион. пункт Моск. кооператив. института, на базе к-рого в 1976 начинает функционировать днев. отделение Чебоксар. филиала Моск. кооператив. института.
В 2003/04 учеб. году в Чуваш. Респ. действовали 20 вузов, в т.ч. 5 негосударствен. учеб. заведений, в них обучались 61110 студентов, из них 57712 чел. – в государствен. вузах. Из 57712 студентов государствен. вузов в 2003/04 учеб. году по специальностям экономики и управления обучалось 20956 чел., по гуманитарно-социальным – 13655, образования – 3983, сельского хозяйства – 2667, по естественно-науч. – 2386, культуры и искусства – 2004, строительства – 1268 чел. и др. В 2003/04 учеб. году вузы республики окончили 9989 чел., в т. ч. государствен. вузами было подготовлено 9534 специалиста высшей квалификации.
В 2011/12 учеб. году в Чувашии функционировало 24 учреждения В.п.о. (5 самостоятел. и 19 филиалов), в т.ч. 7 государственных. В 2012 на 10 тыс. чел. населения приходилось 432 студента, что по сравнению с показателями 1991 выше в 3,1 раза. Обучение осуществлялось по 106 специальностям и 62 направлениям подготовки бакалавров и 31 – магистров. Ежегод. выпуск составлял ок. 15 тыс. чел. В дальнейшем число вузов в республике сокращалось и достигло 13 в 2020/21 учеб. году (4 самостоятел. и 9 филиалов), государственных среди них насчитывалось 11, частных – 2. В них обучалось 36,8 тыс. студентов. В 2019/20 учеб. году вузы Чуваш. Респ. окончили 7,2 тыс. чел.
В республике в рамках государствен. программы Чуваш. Респ. «Развитие образования» на 2019–35 годы действует подпрограмма «Комплексное развитие профессионального образования в Чувашской Республике», кот-ая направлена прежде всего на повышение качества профессионал. образования молодёжи, создание и распространение структур. и технологич. инноваций в сред. и высшем профессионал. образовании, модернизацию профессионал. образования, в т.ч. посредством внедрения адаптив., практико-ориентирован. и гибких образовател. программ.
В.п.о. в республике осуществляется в соответствии с Государствен. стандартом и требованиями мирового образовател. сообщества. В связи с этим постоянно совершенствуется структура высших учеб. заведений, растёт число специальностей, по к-рым осуществляется подготовка кадров; ведётся работа по расширению спектра реализуемых образовател. программ, разрабатываются учебно-методич. комплексы; вводится система контроля качества подготовки специалистов; расширяется сфера дополнител. образовател. услуг и др.
Автор: О.Г. Максимова, Ю.П. Смирнов.
Лит.: Образование в Чувашской Республике (1995–2003). Ч., 2004; Страницы истории высшей школы Чувашии. Ч., 1992.