ДИАТОНИКА (от греч. diatonikos – переходящий от тона к тону) – наиболее распространён. разновидность гептатоники (семиступен. системы) – одной из основных музыкал. звуковых систем, наряду с пентатоникой, олиготоникой, хроматикой, гемитоникой, микрохроматикой. Определяющим свойством Д. является квинтовость: составляющие её тоны могут быть расположены по чистым квинтам. Будучи выстроены в порядке возрастания высоты в пределах октавы, тоны Д. образуют звукоряды так наз. натуральных (т.е. возникших естествен. путём в народ. музыке) семиступен. ладов со смеж. интервалами из малых и больших секунд, причём подряд могут следовать не более одной малой или трёх больших секунд. Из семи ладов Д. в чуваш. народ. музыке встречаются дорийский, ионийский, миксолидийский, эолийский лады. Особенно характерна Д. для хоровод. песен уяв юрри левобереж. низовых и средненизовых чувашей. В этом жанре можно встретить и образцы так наз. миксодиатоники, представляющей собой сочетание в одном напеве различ. звукорядов Д.
Звукоряды наиболее характер. для чуваш. музыки пентатоники (пятиступен. системы) легко совмещаются с Д., поскольку обе системы основаны на принципе квинтовости. На этом основании пентатоника иногда трактуется как неполная Д. В широком смысле к Д. относятся также лады тонально-гармонич. музыки – мажор и минор, несмотря на то, что их разновидности (гармонич. и мелодич.) отступают от исходной квинтовой структуры. Как музыкал. система Д. обычно противопоставляется хроматике (представляющей собой её усложнение) и атональности (основывающейся на отрицании её закономерностей). В творчестве композиторов Чувашии Д. широко используется, наряду с пентатоникой и нек-рыми др. звуковыми системами.
Автор: М.Г. Кондратьев.