Место рождения: с. Турмыши Янтиков. р-на
Звания и награды: Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР, заслуженный деятель искусств Росс. Фед. Лауреат премии Комсомола Чувашии им. М. Сеспеля, Государственной премии Чуваш. Респ.
ВАСИЛЬЕВ Александр Георгиевич (9.1.1948, с. Турмыши Янтиков. р-на – 7.12.2012, Чебоксары) – композитор, деятель музыкал. искусства. Окончил Чебоксар. музыкал. училище (1967, класс композиции В.А. Ходяшева), музыкально-педагогич. институт им. Гнесиных (1972, класс Г.И. Литинского). Член Союза композиторов СССР (1972). Председатель правления Союза композиторов Чувашии (1982–98). Преподаватель Чебоксар. музыкал. училища (с 1974). С 1995 преподаёт композицию и теоретич. дисциплины на кафедре искусств Чуваш. государствен. университета, доцент. Среди учеников – композиторы Н.Н. Казаков, Л.В. Чекушкина. Отличител. черты творчества – углублен. психологизм и драматизм образов, поиски гармонии через обращение к национал. и общечеловеч. ценностям. В сочинениях ощутима опора на фольклор, к-рый В. претворяет в различных формах – от цитирования мелодии и текстов до включения отдельных интонаций. В. смело и органично вводит в свои сочинения необычные для чуваш. культуры современ. приёмы – алеаторику, сонорику, обращается к традициям музыки прошлого, в частности, эпохи западноевроп. барокко и рус. духов. пения. Его жанровые пристрастия меняются на разных этапах творчества. В ранний период (1970-е гг.) он ориентируется на сонатно-симфонич. традиции европ. опус-музыки как в жанровой сфере, так и в принципах мышления и создаёт преимущественно инструментал. музыку – поэмы, симфонич. увертюры, пьесы, циклы, сонаты для фортепиано и др. инструментов, ансамблей, камер. оркестра. Наиболее круп. сочинение этого периода – опера «Чакка» на сюжет поэмы С.В. Эльгера «Под гнётом» (1969–71, премьера – 1983, Чебоксары). В эти годы В. активно экспериментирует, работая над формированием собствен. музыкал. языка, синтезирует национал. интонацию с различ. композитор. техниками. Этапными сочинениями являются также Струнный квартет №2 (1969), фортепиан. цикл «11 пьес» (1970), Вторая соната для фортепиано (1974). В следующий (2-й) период (1980-е гг.) В. обращается к наиболее традицион. для национал. школы исполнител. составу – хору и создаёт ряд произведений, к-рые вносят значител. вклад в развитие хорового искусства. Толчком к их появлению стала работа по заказам хоровых коллективов: Чуваш. государствен. ансамбля песни и танца, Чуваш. государствен. хоровой капеллы. Первым опытом в этом направлении были «Две рекрутские песни для мужского хора с барабанами» (1977). Наиболее ярко отличител. черты стиля хоровой музыки В. обозначились в произведениях, к-рые по тематике можно разделить на две группы. Первая связана с воспроизведением народ. обычаев и обрядов и с опорой на народ. тексты и мелодии: кантата «Уяв» (1979–80), «Масленичные хоры» (1982), «Песенные игры» (1992), кантата «Алран кайми аки-сухи» (Поклонение земле и предкам, 1995–96). Вторая группа объединяет произведения углубленно-психологич. плана, в них преобладает личное начало: поэма «Тухья мерченĕ тăкăнчĕ» (Осыпались с тухьи кораллы, 1981), сюита «Тăри» (Жаворонок, 1983–87), концерт «Çĕлен эрни» (Бабье лето, 1991), обработка чуваш. народ. песни «Вĕç, вĕç, куккук» (Лети, лети, кукушка, 1994), кантата «Атăлпа тинĕс хушшинче» (От Волги до моря, 1994), цикл «Эс çук та – юррăм та савăк мар» (Без тебя песнь моя печальна, 1996–97). Используются стихи чуваш. поэтов П.П. Хузангая, Г.Ф. Юмарта, В.П. Большовой, П.Е. Эйзина, И.А. Дмитриева. Общей чертой этих произведений является применение средств разных стилевых комплексов. Во 2-й пол. 1990-х гг. обозначился новый (3-й) период. В нём В. тяготеет к созданию многочаст. концептуал. композиций в различных жанрах. Это хоровые сочинения как фольклор., так и лирико-психологич. тематики – сюита «Ухинкель» (2000), вариации «Шапăртăк» (2002), поэма «Аттепе сывпуллашни» (Памяти отца, 1999), духов. концерт «Икĕ пин çурта çутсаярар-и» (Две тысячи свечей зажжём, 2000), кантата «Хал ил» (Укрепись в духе, 2001). В других жанрах наиболее яркими сочинениями периода стали фантазия «Приношение Фёдору Павлову» для симфонич. оркестра (1992), «Музыкальное приношение Ю. Васильеву» (1996) и «Эпитафия памяти Георгия Степанова» (2000) для струн. оркестра.
Заслуженный деятель искусств Чуваш. АССР (1981), заслуженный деятель искусств Росс. Фед. (2008). Лауреат премии Комсомола Чувашии им. М. Сеспеля (1982), Государственной премии Чуваш. Респ. (1997).
Автор: Л.И. Бушуева.
Лит.: Композитор Александр Васильев: Творчество в контексте времени и традиций. Ч., 1999.