ĔÇКĔ-ÇИКĔ ЮРРИ, [эс’к’ь-с’иг’ь юрри], ĕçкĕ юрри (букв. песня еды-питья, песня застолья) – жанр традицион. чуваш. народ. песни, застольная лирическая (в литературе встречается также: гостевая, пировая, пирушечная, пировальная, пивная, праздничная) песня. Ĕ.-ç. ю. не имеет определён. обрядовой или календар. приуроченности, исполняется взрослыми семейными людьми в обстановке застолья во время различ. семейных или общин. праздников, после совершения того или иного обряда. Гостевые застольные песни – важнейшая форма общения, замещающая и считающаяся даже более важной, чем разговор (не случайно одно из диалект. названий жанра бесяда (беседка) юрри, букв. песня-беседа). Это находит отражение в повсеместно распространён. строках Ĕ.-ç. ю.: «Юри килтĕм юрлама, Ӳлĕм килĕп пуплеме…» (Специально приехал я попеть, В другой раз приеду поговорить…). Весьма распространён. разновидностью данного жанра является хăна юрри (песня гостей). По неписаному народ. этикету, исполнение Ĕ.-ç. ю. было обязательным: если гость во время угощения не поёт, это считалось неуважением к хозяину. Умение красиво и правильно петь оценивалось также как признак зрелости ума.
Жанр Ĕ.-ç. ю. представлен большим количеством разнообраз. напевов, превосходящим число песен любого другого традицион. жанра чуваш. песен. фольклора. Многочисленность образцов объясняется распространён. обычаем, когда гости состязаются друг с другом в пении красивых мелодий. При этом считается хорошим тоном спеть какую-л. новую, неслыханную ранее, мелодию. Отсюда многообразие и изменчивость музыки традицион. застолья, породившая поговорку «Çĕнĕ юрпа – çĕнĕ юрă» (букв. с новым снегом – новая песня). При этом как с поэтич., так и с музыкал. стороны Ĕ.-ç. ю. полностью вписываются в структур. и образные каноны национал. фольклор. традиции. Вместе с обрядовыми песнями Ĕ.-ç. ю. образуют слой народ. музыки традицион. стиля (своего рода классику национал. песен. фольклора) и отличаются от песен. лирики более позднего и инонационал. происхождения. Сюжетика Ĕ.-ç. ю. включает в себя широкий круг тем, касающихся как высокообобщён. представлений о смысле жизни, окружающем мире, характере взаимоотношений с родственниками, односельчанами, друзьями и недругами, так и бытовых сторон застолья. Сюжет. закономерностью Ĕ.-ç. ю., как и обрядовых песен, является обращение присутствующих эпĕ или эпĕр («я» или «мы») к старшим (родителям, предкам), иногда к ровесникам, но не к младшим. Эмоционально-образ. диапазон Ĕ.-ç. ю. весьма широк, простирается от драматизма, даже трагизма, до добродушного юмора. Именно в этом жанре ярко и полно представлены основные типологич. черты чуваш. национал. музыкально-поэтич. системы – пентатонная ладовая основа и мелодика, квантитативная ритмика (см. Ритмика чувашских народных песен), а также краткосюжетность (см. Çавра юрă). Основ. форма исполнения Ĕ.-ç. ю. – ансамблевая, сидя за столом и, как правило, без инструментального аккомпанемента.
Автор: М.Г. Кондратьев.