Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ЖАТВА – уборка зерновых культур, у чувашей сопровождалась обрядами и действиями, имеющими для их участников магический смысл. Перед её началом чуваши проводили обряд развязывания серпов ®урла. По форме серпы были двух разновидностей: правильной полуокружности и сплющенные у основания, так наз. английские. Серпы кустар. изготовления закаляли и вновь наносили насечку ежегодно, завод. производства – по мере истирания зубьев, через 5–6 лет. Повреждённые скрепляли пластинами, заклёпками; пользовались серпами до уменьшения их ширины до 1–1,5 см.

При зачине Ж. старшая женщина молилась земледелия божествам и духам, просила силы у загона, чтобы сжать аккуратно и быстро. Первый сжатый пучок полагалось свивать жгутом и им опоясываться, чтобы поясница не болела. Бобовые, нек-рые крупяные культуры скашивали. Сжатый хлеб связывали в снопы к‡лте, свясла как для ржи, так и для яровых делали из ржаной соломы. Верховые чуваши снопы складывали зигзагами – хур карти – под углом, колосьями на комель предыдущего, до 200 снопов. У средненизовых была распространена укладка в т‡м: два параллельных снопа внизу, на них ещё два, пятый сверху. Из 40–50 т‡м составлялась одна копна. В обеих группах практиковался ромбический т‡м, когда 4–5 снопов складывали под углом колосьями на комле другого. Для низовых чувашей присущи были и те, и другие способы укладки. У всех групп ставили бабки майра пу® – четыре снопа комлями на стерню, пятый – огузьем вверх: он прикрывал нижние четыре. После нек-рой просушки ржаные снопы мужчины складывали в ®‡мел – круглые клади с конусообразным верхом, а яровые – в зароды. Бобовые сушили в валках. На гумно снопы перевозили в телегах.

Завершение Ж. также обставлялось обрядами. Глава семьи несколько стеблей свивал в пучок и срезал, одну часть зарывал в землю, второй позже связывал серпы. Последний сноп делали больше, чем обычно, жнецы садились на него лицом к востоку. Старший молился, испрашивал изобилие. Встав в ряд, серпы кидали назад через голову. Чей серп упадёт в стороне от остальных, тому не суждено прийти в следующую страду на это поле (смерть, замужество, призыв в армию и т.п.). Серпы связывали и откладывали до следующей страды.

Автор: П.П. Фокин
Иллюстрации
Жатва. Чебоксарский район. 1934.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство