Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

     ТРАНСПОРТ – отрасль экономики, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров. Как вид хозяйствен. деятельности подразделяется на Т. общего и Т. необщего пользования. Т. общего пользования удовлетворяет потребности всех отраслей экономики и населения в перевозках грузов и пассажиров, перемещает различные виды продукции между производителями и потребителями, осуществляет общедоступное транспортное обслуживание населения. К перевозкам Т. общего пользования относятся перевозки на коммерч. основе (за плату) пассажиров (включая граждан, пользующихся правом бесплатного проезда на обществен. Т.) или грузов. Т. необщего пользования (ведомственный), как правило, перевозит грузы и пассажиров своего предприятия, объедине­-ния (ассоциации, концерна и т.п.). На предприятиях Т. Чуваш. Респ. в 2010 было занято ок. 18 тыс. чел.

     Основными видами являются сухопутный (железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, городской электрический); водный транспорт (морской и речной); воздушный транспорт (авиационный); специали­зирован. трубопроводный транспорт (нефте- и газопроводы). Взаимодействуя между собой, они образуют транспорт. систему – территориальное сочетание сети путей сообщения (автодороги, железные дороги, морские порты и др.), технических средств Т. (автомобили, суда, самолёты и т.д.) и службы перевозок. Эта система объединяет все виды Т. и все звенья транспорт. процесса, находящиеся во взаимодействии и во взаимосвязи, с целью обеспечения выполнения возлагаемых на них функций. В ней существуют транспорт. пути и узлы. Главные пути называются магистралями. Узлами считаются пункты, где сходятся не менее трёх транспорт. путей. В транспорт. узлах происходит перераспределение грузов и пассажиров между разными направлениями и видами Т., в связи с чем развиваются складские, распределительные, ремонтные виды деятельности и сфера обслуживания – логистические центры. Количественными показателями транспорт. системы являются: протяжённость путей сообщения, численность занятых, грузо- и пассажирооборот.

     Транспорт. система Чуваш. Респ. является одной из наиболее сбаланси­рованных в Поволжье. Республика обладает комплексной транспорт. сетью, к-рая представлена автомобил., железнодорож., воздуш., речным и трубопроводным Т. Развитие транспорт. комплекса Чуваш. Респ. во многом определяется выгодным экономико-географич. положением: регион расположен в центре Росс. Фед. и обладает всеми преимуществами центральности; находится на широтной трансконтинентальной свя­зи Европа–Азия и на транспорт. меридиональных направлениях Север–Юг в Росс. Фед.; имеет удобные сложившиеся связи с др. регионами России и выходы на внешние направления в государства СНГ, ближнее и дальнее зарубежье; расположен на основной водной артерии европ. части России – р. Волга.

     Преимущества экономико-географич. положения обуславливают возможности внутрен. транзита – между централ. и восточ. регионами страны и международ. транзита – Запад. Европа, СНГ, Централ., Сред. и Восточ. Азия и государства Азиатско-Тихоокеан. региона.

Автор: А.Е. Яковлев, Н.В. Морозова.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство