«НАРСПИ» – стихотворное произведение К.В. Иванова. Названо именем глав. героини, состоит из 2078 строк. Создано в кон. 1907 – нач. 1908, впервые издано в книге «Сказки и предания чуваш» (Симбирск, 1908) как стихотвор. предание, записан. в Белебеев. у. Уфим. губ. (ныне Белебеев. р-на Респ. Башкортостан). Впоследствии данное произведение было определено И.Я. Яковлевым как стихотвор. повесть, в 1922 Н.В. Шубоссинни впервые названо поэмой. В дальнейшем исследователи (М.Я. Сироткин, Е.В. Владимиров и др.) уточнили жанр произведения, обнаружив в «Н.» черты лиро-эпической поэмы. Г.Я. Хлебников увидел в нём поэму, сохранившую переходное состояние литературы от эпоса к лирике, а затем к драме. С.А. Александров применил термин «поэма-предание». Ю.М. Артемьев склонен считать это произведение в большей степени трагедией, чем поэмой. А.П. Хузангай видит в нём лирич. поэму. Такой большой разброс мнений вызван, видимо, недостаточ. разработанностью теории жанров в чуваш. литературе, имеющиеся обобщения о жанровых системах и творч. методах к-рой в современ. теории опираются, прежде всего, на западноевропейский литератур. материал.
В ранних произведениях К.В. Иванова выделяются 3 уровня композиции: строфа, блок и глава. В «Н.» поэт использовал 20-строч. блоки, к открытию к-рых пришёл не сразу и не случайно, подобный блок встречается в поэме Я. Турхана «Варуççи» (1902). Очевидно, для эпического повествования наиболее удобны именно пятикатренные блоки. По первоначал. замыслу автора объём глав должен был иметь не более 140 строк. В процессе дальнейшей обработки он отошёл от строгого соблюдения объёма отдел. глав, добавлял к ним новые блоки. Третий этап работы над поэмой связан с установлением пропорций отдельных частей фабулы. Соблюдая архитектонику произведения и добиваясь совпадения кульминации с местом золотого сечения в тексте, поэт добавил в поэму начал. главы. Типы рифм также позволяют утверждать, что изначально первыми были главы «Сарă хĕр» (Красная девица) и «Юмăç патĕнче» (У знахаря). «Н.» написана семислож. силлабикой. Перебои ритма, ощущающиеся читателем в нек-рых главах поэмы, внесены редактором книги.
Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития. Ч., 1992.