БОРОДИН Александр Порфирьевич (31.10.1833, С.-Петербург – 15.2.1887, там же) – композитор, учёный-химик, обществен. деятель. Доктор медицины с 1856, профессор с 1864, академик с 1877. Много времени отдавал музыке, самостоятельно постигнув искусство музыкальной композиции. С 1860-х гг. стал членом группы рус. композиторов, основателей новой рус. музыкал. школы (так наз. «Могучей кучки»). Автор опер, симфонич., камерно-инструментал. сочинений, романсов, раскрывающих национальный характер, воплощающих образы рус. истории. Большое место в его творчестве занимают образы Востока.
При работе над оперой «Князь Игорь» в поисках самобытного материала для интонацион. характеристики половцев (возможно, по подсказке В.В. Стасова) Б. обращался к музыкал. фольклору ряда народов, в частности, поволжских. Известно, напр., о его пребывании в Казани и Алатыр. у. в 1873. В качестве источника композитор мог воспользоваться нотным приложением к книге А.Ф. Риттиха (Казань, 1870). Так, сопоставление начальных фраз арии хана Кончака и чуваш. народ. песни (по указанию Риттиха, исполняемой «хозяевами при угощении и провожании гостей», т.е. в сходной сюжет. ситуации) показывает их несомнен. интонацион. связь (см. нотный пример 1).
Не прибегая к буквальному цитированию народной мелодии, композитор воспроизвёл её нек-рые особенности, в частности ямбический квантитатив. ритм из двуслоговых ячеек –, весьма характерный для традицион. чуваш. мелодики. Этот же ритм пронизывает знаменитую «Общую пляску» во втором (половецком) акте. Адаптируя рус. текст к столь специфич. ритму, Б. строит его только из двуслоговых (в предыдущем примере – однослоговых) слов (см. нотный пример 2).
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Иванов-Ехвет А.И., Вызго И.М. Ещё раз об истоках «Князя Игоря» // Советская музыка. 1982. № 4.