Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ДРЕВНЕТЮРКСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – памятники письмен. культуры тюркоязыч. племён эпох древнего мира и раннего средневековья. На территории Тюркского каганата первоначально повсеместно функционировала рунич. письменность, а затем – уйгурская и манихейская, к-рые в раннем средневековье постепенно были вытеснены араб. письмом. Памятники письмен. культуры этого времени являются общим наследием всех современ. тюркоязыч. народов, в т. ч. и чувашей.

В первую группу текстов памятников древнетюркской рунической письменности входят Малая и Большая надписи в честь Кюль-тегина, надписи в честь Бильге-кагана и Тоньюкука, а также Онгин. надпись. Вторая группа представлена небольшими лирич. надписями на надгроб. камнях, установлен. разным историч. лицам. Надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина сочинены древнетюрк. поэтом Йоллыг-тегином, младшим родственником царствующего до­ма 8 в. В этих памятниках описывается история Тюрк. каганата, эпич. герои изображены в них на фоне мифич. времени и пространства. В данных текстах синтезированы жанры историч. повествования, политич. риторики и эпики. При этом историографич. и риторич. элементы полностью подчинены в них эпич., что прослеживается как в содержании, так и в стиле повествования. Авторы создают идеализирован. образы верховного властителя (кагана), его мудрого советника Тоньюкука и полководца-героя Кюль-тегина. Они одновременно наделены и божествен., и человеч. чертами. Различие же между ними в том, что каган взывает к народу, вдохновляет его на подвиги, Тоньюкук размышляет о государствен. делах, а Кюль-тегин, от отваги к-рого зависит исход боя, сражается с врагами. С точки зрения жанра эти орхон. тексты можно считать историко-героич. поэмами, создан. по традиции воен. эпоса. Стиль надписей имеет особенности, характер. для общетюрк. устной традиции, в т. ч. и для чуваш. фольклора. Эти параллели легко обнаруживаются как в системе образов, так и в метро-ритмич. организации текстов (см. Версификация).

Енисейские рунич. надписи являются самыми ранними образцами тюркоязыч. эпитафийной лирики, написан. от лица умершего. Многие из них построены в форме биографич. повествования. Но история жизни усопшего играет в них менее значител. роль, чем выражение обильных чувств лирич. героя. В текстах заметно стремление к сплошной аллитерации в начале стихотвор. строк. Данная форма стиха широко практикуется в поэзии ряда современ. тюрк. народов, в прошлом она бытовала и в чуваш. народ. поэзии.

К эпохе древнетюрк. памятников рунич. письма относится «Гадательная книга», написан. примерно к сер. 8 в. и имеющая большое сходство с китайским памятником «И-цзин». По данной книге гадали при помощи шести сломан. стеблей растения пастушья сумка. Наиболее важные места в текстах выделены параллелизмом и аллитерацией, что сближает их с общетюрк. жанром эпоса. «Гадательная книга» содержит четыре группы текстов: реалистич. зарисовки из быта людей и животных, мифич. и сказоч. сюжеты, описания природы и нравоучител. суждения. Эти поэтич. миниатюры знакомят читателя с мировоззрением древних тюрков.

В эпоху Уйгурского каганата (сер. 8 – сер. 9 вв.) создавались поэтич. тексты на древнеуйгур. языке, написан. манихейским и уйгурским письмом. Их метро-ритмика сходна с поэтич. структурой орхоно-енисейских текстов, что позволяет исследователям отнести её к предшествующей древнетюрк. поэтич. школе.

В 11 в. в Багдаде появилось сочинение Махмуда ал-Кашгари «Диван лугат ат-турк» («Собрание тюркских слов»), в к-рое были включены тексты тюрк. фольклора, а также образцы литературы неизвест. нам авторов. В «Диване» представлены тексты таких жанров, как эпич. поэмы, плачи, стихи сатирич. характера и др., к-рые имеют много сходства с орхон. сочинениями как в общей композиции, так и в отдел. приёмах описания событий. «Элегия на смерть Алп Эр Тонга» из книги Махмуда ал-Кашгари позволяет предположить, что в 11 в. существовал цикл сказаний о подвигах древнетюрк. богатыря Алп Эр Тонга, отождествляемого с древнеиран. героем Афрасиябом. В преданиях волж. болгар он фиксирован как Данки (ср. чуваш. тинке «сила»).

Памятником Д.л. считается и дидактич. поэма Юсуфа Баласагуни «Кутадгу билик» («Благодатное знание»), сочинён. в 1069–70 и положившее начало истории классич. тюркоязыч. поэзии. Поэма не имеет сюжета, она написана в фор­-ме диалога четырёх героев: Кюн Тогды (День взошёл), падишаха, Ай Толды (Полнолуние) и везира. В своём сочинении автор изобразил утопич. государство, в к-ром процветают науки и искусство, в то же время разоблачает обман и ложь, двуличие и др. негатив. качества человека. В произведении много сравнений и эпитетов, аллегорий и метафор из общетюрк. наследия.

Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Стеблева И.В. Древняя тюр­коязычная литература // История всемир­ной литературы. В 9 т. М., 1984. Т. 2; Га­бен А.Ф. Древнетюркская литература // Зарубежная тюркология. Вып. 1. Древние тюрк­ские языки и литературы. М., 1986.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство