Место рождения: д. Кошки-Новотимбаево Буин. у. Симбир. губ. (ныне село Тетюш. р-на Респ. Татарстан)
Звания и награды: Награждён орденами Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степ., Святой Анны 2-й и 3-й степ., Святого Станислава 2-й и 3-й степ., медалями.
ЯКОВЛЕВ Иван Яковлевич [13.4.1848, д. Кошки-Новотимбаево Буин. у. Симбир. губ. (ныне село Тетюш. р-на Респ. Татарстан) – 23.10.1930, Москва] – деятель культуры и просвещения народов Поволжья, педагог-демократ, создатель современ. чуваш. письменности и нового типа национальной школы, общественный деятель. Из чувашских крестьян, с 1878 личный, с 1904 потомственный дворянин. Осиротев в младенчестве, до 8 лет воспитывался в приёмной семье. В 1856–60 учился в Бурундук. удельном училище, в 1860 (с сентября по декабрь) – в Симбир. уезд. училище, в 1860–64 – в землемерно-таксаторских классах при Симбир. муж. гимназии. 16 мая 1864 Департаментом уделов утверждён сельским мерщиком и до кон. 1866 служил землемером. В 1867–70 учился в Симбир. классич. гимназии. В годы учёбы Я. открыл в Симбирске част. школу (1868), к-рая в последующем стала первой национал. школой, первым педагогич. учеб. заведением чуваш. народа – Симбирской чувашской школой. В 1870–75 учился на историко-филологич. факультете Казан. университета. Будучи студентом, в 1871 вместе с единомышленниками составил чуваш. алфавит на основе рус. графики и букварь, к-рые в 1872 были переработаны. Букварь для чуваш выдержал при жизни Я. более 30 изданий и предназначался не только для обучения основам грамоты, но и для привития необходимых норм поведения. После окончания университета 27 августа 1875 Я. назначен исполняющим должность инспектора чуваш. школ Казан. учеб. округа (Астрахан., Вятская, Казан., Самар., Саратов. и Симбир. губернии), с 21 февраля 1883 – инспектором. Как окружной инспектор Я. организовал и руководил времен. педагогич. курсами и съездами народ. учителей, при активной поддержке и участии директора народ. училищ Симбир. губ. И.Н. Ульянова открыл множество сел. школ для народов Сред. Поволжья, в т.ч. 37 чуваш., положил начало жен. образованию в чуваш. школах. При инспектировании школ Я. оказывал всесторон. педагогич. помощь учителям в совершенствовании методов преподавания и воспитания. Творчески использовав педагогич. наследие Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского и их последователей, разработал и успешно внедрил в жизнь теорию обучения в многоязыч. начал. школе, к-рая легла в основу «Правил о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России», утверждённых Мин-вом народ. просвещения (МНП) 31 марта 1906. Его педагогич. система охватывает вопросы организации и руководства учебно-воспитател. процессом в начал. школе, подготовки учителей широкого профиля, просвещения взрослого населения. К важнейшим сторонам педагогич. системы Я. относятся четырёхлетнее обучение в начал. «инородческих» училищах, осуществление процесса воспитания и обучения в первых двух классах на родном языке, обязательное изучение рус. языка во всех классах, соединение обучения с трудом в различ. кружках самодеятельности, в мастерских, на сельскохозяйствен. ферме или пришкол. участке, привитие любви к рус. культуре, народу. Характер. чертами педагогич. теории и практики Я. были постоянное стремление к усилению национал. элемента в деятельности двуязычной школы, воспитание молодого поколения в духе патриотизма, христиан. идеалов, уважител. отношения к культуре др. народов страны, широкое использование опыта классич. педагогики. Новшества чуваш. просветителя, постепенно распространявшиеся в школах национал. окраин России, облегчали нерус. народам доступ в государствен. систему образования, содействовали формированию грамот. и равноправ. граждан империи. В деятельности Я. чиновники МНП усмотрели проявление сепаратизма и национализма, и в мае 1903 должность инспектора чуваш. школ Казан. учеб. округа была упразднена, хотя сам Я. за отличную службу 1 января 1904 произведён в действител. статские советники. С 1903 Я. остался только во главе Симбир. чуваш. учител. школы. Последние годы работы в учеб. заведении омрачились противостоянием с Чувашским национальным обществом, активисты к-рого с лета 1917 пытались отстранить Я. от руководства школой. По ложным доносам Я. находился под следствием по обвинению в контрреволюцион. деятельности, в преступлениях по должности, исключался из числа штат. работников. В 1919 Я. официально вышел на пенсию. В 1922 покинул Симбирск: сначала жил у сына Н.И. Яковлева на ст. Елизаветино близ Петрограда, летом 1923 переехал в Москву к сыну А.И. Яковлеву и дочери Л.И. Некрасовой. Похоронен Я. на Ваганьковском кладбище в Москве.
В течение своей 50-летней общественно-просветител. деятельности Я. вместе с учениками и единомышленниками составил, перевёл на чуваш. язык и издал свыше 100 названий книг и брошюр. Среди них произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, учеб. книги Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, народ. песни, брошюры по медицине, сел. хозяйству и др. литература, к-рая способствовала росту грамотности и образованности народа, повышению его хозяйствен. опыта и культур. уровня, развитию мировоззрения и национал. самосознания. В 1911 Я. изданы на чуваш. языке все книги Нового Завета, продолжалась интенсив. работа по переводу и изданию Ветхого Завета, но Первая мировая война и её последствия помешали завершить перевод. Я. руководил составлением и изданием чуваш. календарей со статьями о государственно-политич. строе России, о земствах и т.д. До конца своей жизни Я. был убеждён, что лучшим средством освобождения народа от социально-экономич. и политич. гнёта являются просвещение и проведение демократич. реформ. Я. приветствовал падение монархии в 1917, участвовал в переводе на чуваш. язык Конституции РСФСР, но считал, что для построения социализма в России с её многочислен. отсталыми, непросвещёнными народами ещё не созрели условия.
Я. был крупным обществен. деятелем, занимал более 30 служеб. и почёт. должностей (член Братства св. Гурия, действител. член ОИАЭ при Казан. университете, Всеросс. Палестин. общества и др.), к-рые он использовал на благо просвещения и улучшения жизни чуваш. народа. В 1874–1914 и 1921–24 Я. сотрудничал с Британским и иностранным библейским обществом (Лондон), став в 1911 его почётным членом после издания Евангелия на чуваш. языке. Я. поддерживал деловые контакты с европ. учёными, среди к-рых были Г. Балинт, Д. Месарош, Б. Мункачи, А. Пинар; принимал участие в сборе средств и организации обществен. столовых для голодающих в 1891–92 и 1911–12; оказывал помощь учителям сел. школ в строительстве и ремонте зданий, снабжал учебниками и учебно-педагогич. литературой; организовал ряд бесплат. библиотек и народ. читален при начал. училищах.
Деятельность Я. и его школы обеспечили интеллектуально-культур. развитие народа: зарождение и развитие чуваш. художествен. литературы, возникновение зачатков национал. музыкал., театрал. и изобразител. искусства. Дело, начатое Я., переросло в движение за национал. подъём чуваш. народа, в к-ром участвовали тысячи представителей чуваш. и рус. интеллигенции и крестьян.
В 1877 Я. женился на Е.А. Бобровниковой (Е.А. Яковлева), к-рая также посвятила свою жизнь просвещению чуваш. народа. В семьях потомков выросла целая плеяда видных деятелей науки и искусства. Дед Е.А. Некрасовой, О.А. Яковлевой, И.А. Яковлева.
Награждён орденами Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степ., Святой Анны 2-й и 3-й степ., Святого Станислава 2-й и 3-й степ., медалями.
Имя Я. присвоено Чуваш. государствен. педагогич. институту (с 1998 университет), общеобразовател. сред. школам в сёлах Аликово и Бичурино. В Чебоксарах его именем назван проспект. Деятели культуры и искусства неоднократно обращались к образу Я.: созданы произведения литературы и изобразител. искусства (см. Яковлев И.Я. в чувашском изобразительном искусстве), опера «Иван Яковлев» и т.д. Открыты Мемориальный музей И.Я. Яковлева в с. Кошки-Новотимбаево, Музей И.Я. Яковлева в Чуваш. государствен. педагогич. университете, Музей И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева в Чуваш. государствен. университете, музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» в г. Ульяновск.
Соч.: Букварь для чуваш, составленный по способу Н.Ф. Бунакова. Казань, 1872; Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки. Казань, 1873; Первоначальный учебник русского языка для чуваш. Вып. 1. Казань, 1892; Письма. Ч., 1985; Духовное завещание. Ч., 1992; Моя жизнь: Воспоминания. М., 1997; С думой о народном просвещении: Из переписки. Ч., 1998; Верьте в Россию и любите её. Ч., 2002 и др.
Автор: Н.Г. Краснов.
Лит.: И.Я. Яковлев и его школа. Ч., 1971; Краснов Н.Г. Выдающийся чувашский педагог-просветитель. Ч., 1992; Александров Г.А. Иван Яковлевич Яковлев: фрагменты жизни. Ч., 1997; И.Я. Яковлев в фотографиях и документах. Фотоальбом. Ч., 1999; Димитриев В.Д. Просветитель чувашского народа И.Я. Яковлев. Ч., 2002; Волков Г.Н. Жизнь, смерть и бессмертие патриарха. Ч., 2004; Трофимов Л.Ю. Образ И.Я. Яковлева в чувашской литературе. Ч., 2006; Жиркевич А.В. Мои встречи с И.Я. Яковлевым. Из дневника за 1916–1924 годы. Ч., 2007; Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки. Ч., 2007; Плечов Г.Н. Социально-просветительные и педагогические идеи и деятельность И.Я. Яковлева. Ч., 2008; Яковлев Иван Яковлевич: научно-вспом. библиогр. указатель. Ч., 2008; И.Я. Яковлев – просветитель народов Поволжья и Приуралья. Ч., 2009.