КАЗАНСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ – высшее духовное учебное заведение (до 1842 известна как Старая К. д. а.). Создана в 1798 по Указу Павла I путём преобразования Казанской духовной семинарии, к-рое вначале заключалось лишь в продлении срока обучения в двух высших классах (философ. и богослов.) на 2 года. Представляла собой крупное и разнород. учеб. заведение, соединявшее начал., сред. и высшее духовное образование. Количество учащихся превышало 1000 чел., общий срок обучения достигал 15 лет. Полный курс богословия заканчивало ежегодно не более 10 выпускников. По уровню своей учебно-науч. работы академия, по существу, так и осталась семинарией повышен. типа. По отношению к Казан. епархии она продолжала выполнять роль духовной семинарии; в стар. классы, представлявшие собой высшее учеб. заведение, направлялись лучшие воспитанники из семинарий вновь созданного Казан. духовного учеб. округа, включавшего учеб. заведения Астрахан., Вят., Иркут., Нижегород., Тамбов., Тобол. губерний. В соответствии с указом Синода в сентябре 1818 К.д.а. была вновь преобразована в духовную семинарию.
25 июня 1842 Синод издал указ о создании К.д.а., открытие состоялось 8 ноября 1842. Была четвёртой по времени основания и последней из духовных академий в России; функционировала по образцу Киев., Моск., С.-Петербург. академий. Являлась сослов. учеб. заведением, в неё принимались лучшие выпускники духовных семинарий, в основном русские, из Поволжья, Сибири, с Урала, Кавказа, в разные периоды – по «разнарядке» или по результатам вступител. экзаменов. До 1872 набор производился раз в 2 года, позже – ежегодно. Выпуск составлял обычно ок. 30 чел. В кон. 19 – нач. 20 вв. в академию стали принимать чувашей, марийцев, татар-кряшен, а также иностранных студентов – по направлению православ. церквей Осман. империи, Австро-Венгрии, Болгарии, Сербии, Черногории, Японии. Основной целью академии была подготовка преподавател. кадров для духовных учеб. заведений. В 1852 в К.д.а. создано миссионер. отделение, упразднённое после 1869. Для студентов были организованы факультативные лекции с целью обучения миссионерской деятельности. После принятия устава 1910 в К.д.а. открылись татар. и монгол. отделения. Академия прекратила своё существование в апреле 1921.
К.д.а. являлась крупным науч. центром. В ней велись исследования в различ. направлениях богословия, церков. права, библейской истории, церков. археологии, византологии, расколоведения, философии, филологии. Науч. труды преподавателей академии публиковались в основном в академич. журнале «Православный собеседник», издававшемся с 1855. Выходили также журналы «Известия по Казанской епархии» (с 1867), «Инородческое обозрение» (1912–16).
Первым из чувашей К.д.а. в 1799 окончил Н.Я. Бичурин. В нач. 20 в. К.д.а. закончили 15 чувашей, в т.ч. Н.В. Никольский, В.Г. Егоров, Г.И. Комиссаров, М.П. Петров, К.П. Прокопьев.
Лит.: Александров Г. А. Чувашская интеллигенция: истоки. Ч., 1997.