Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КАЛЕНДАРНЫЕ ОБРЯДОВЫЕ ТЕКСТЫ – совокупность акциональных (действенных или кинетических) реальных (предметных) и вербальных (словесных) текстов обрядовых комплексов, связанных с определёнными временами календарного года. Имеются ещё комплексы переходных и окказиальных (индивидуальных) обрядов.

Многие К.о.т. чувашей уходят своими корнями в пратюркскую эпоху. Исследования показывают, что общие предки современ. тюрк. народов связывали год (в значении «тёплый сезон») с летним солнцем. С развитием скотоводства и возникновением понятия о двухсезонном (лето–зима) астрономич. годе изменилось и представление о его начале. Оно было тесно связано с хозяйствен. деятельностью человека. Чуваш. и общетюрк. термины времён года позволяют считать, что первоначально весна входила в состав тёплого сезона, а осень – холодного. В дальнейшем они стали означать переходные периоды от одного сезона к другому. При этом началом года считалось наступление не только тёплого сезона (лета), но и холодного (зимы).

Цикл обрядов çимĕк был приурочен к месяцу çу, примерно совпадающему со второй половиной мая – первой половиной июня.

У низовых чувашей широко были распространены обряды уяв (молодёжные игрища и хороводы), çимĕк  (поминовение предков), чÿксем (жертвоприношения богу), проводимые в этот период года. В пережиточ. форме можно было встретить и обряд сĕрен, к-рый у большей части этой этнографич. группы был известен как акатуй или сапантуй. Средненизовые чуваши проводили в основном те же обряды, что и низовые. Но молодёжные игрища у них назывались  вăйă и тапă. Средненизовому тапă соответствовал похă верховых чувашей. Местами он был известен как çимĕк.

Эти обряды являлись вариантами одного большого цикла – сборов кровнородствен. и чужих родов в одном условлен. месте. В 19 в. взрослое население посещало кладбища, а молодые собирались либо на полянах или лугах, либо около старых кладбищ. В данном обрядовом комплексе сохранены разновремен. представления человека о мире: культ солнца и растений, вера в тотемного предка и т.п. Эти воззрения обнаруживаются во всех текстах обрядового комплекса – в вербальных (хоровод. песни), акциональных (имитация хороводом движения солнца, собирание различ. трав), предметных (веники из трав, ритуальный костёр и т.п.).

Чуваш. çимĕк – многоплановый обрядовый комплекс, к-рый включает обрядовые действия, связанные с приметами, встречей, угощением и проводами духов предков. Существует ряд примет и поверий по обряду çимĕк, к-рые, очевидно, тесно связаны с представлением о начале нового года: Çимĕкрен пуç­ласа курăк-чечек татма юрать теççĕ (Начиная с çимĕк, говорят, можно рвать цветы и травы); Çимĕкчен шыва кĕрсен çиччĕрен кая мар кĕмелле тет (Говорят, что если до çимĕк искупался, то надо купаться не менее семи раз); Çимĕк çĕнне юратать теççĕ (Çимĕк, говорят, любит всё новое) и т.д. Тема встречи, угощения и проводов духов предков имеет несколько мотивов: мотив похождений колдуна (тухатмăш) в ночь перед çимĕк, мотив гостевания духов предков, мотив проводов духов предков. О похождениях тухатмăш в ночь перед çимĕк имеется много быличек. В них повествуется о том, как колдуны собираются на кладбище и кричат голосами разных домашних животных. А для того, чтобы попасть туда, они якобы ставят на уша юпи (столб примерно в центре избы, символизировавший в обрядах мировое древо) кружку воды, выпивают её и тотчас вылетают через тĕнĕ (волоковое окно). По представлениям предков чувашей, период перехода от зимы к лету был опасным (тогда духи посещали средний мир, а нек-рые обитатели среднего мира  – колдуны, ведьмы – обязаны были посещать нижний), кладбище, вода выступают здесь как символы другого мира. Они верили, что всякое строение или жилище содержит в себе часть мироздания и в нём присутствует символ мирового древа, связывающего 3 мира: верхний, средний и нижний. В избе такую функцию выполнял  уша  юпи (семейного значения), во дворе –  чÿк йывăççи «дерево жертвоприношения» (родового значения), в поле – чÿк вырăнĕ «место жертвоприношения» (обществен. значения). Эти символич. пункты были в основном местами общения с верхним миром. Во время çимĕк чуваши вставляли в землю стволы или ветви зелёных деревцев вначале во дворе, а затем на кладбищах, веря, что на них находятся души предков. Эти души должны были заходить в дом и угощаться. В çимĕк чуваши не садились и другим не позволяли садиться на скамейку рядом с печкой, т.е. справа от входа. Это место отводилось духам предков. В нек-рых этнографич. группах в день çимĕк молодёжь обходила дворы и собирала различ. яства. Этот обход скорее всего символизировал гостевание духов предков и назывался сĕрен çÿрени (хождение сĕрен). Очевидно, первоначально сĕренçĕ (участники сĕрен) были наездниками, как в обряде ка­лăм – в период смены сезонов земледел. года. Примечателен также обычай тюрков скакать на лошадях в день похорон и весенне-летних поминок, что имеет связь с обрядом подтягивания душ отстающих предков и сопровождения их до самого кладбища.

Чуваш. свадьбы традиционно проводились в çимĕк, из обрядового комплекса к-рого  можно вычленить тему брака жен. начала Ама с муж. началом Аçа. Их брак осуществлялся, по представлениям кочевников, в период роста трав, т.е. в начале летнего сезона. Именно в это время могли быть сняты табу, обнаруживающиеся в обряде вăйă (уяв, тапă, похă). Такие молодёжные сходы и игрища во всех этнографич. группах чувашей связаны с воззрениями, к-рые возникли ещё на ранней стадии развития первобыт. общества. У тюрков был обряд поминовения предков в период «развёртывания цветов», в это время мужчины и женщины посещали кладбище. 

Цикл обрядов калăм и ака. Земледел. астрономич. год у предков чувашей утвердился в период начавшейся оседлости и актив. контактов с ираноязыч. племенами. Новый год у древних земледельцев Средней Азии начинался с весеннего равноденствия. Основные обрядовые действия в этот период были связаны с мотивом появления солнца и оплодотворения земли – кормилицы земледельцев. В обрядах данного цикла большую функционал. роль выполняло яйцо – символ плодородия и размножения.

В цикл обрядов калăм, т.е. обрядов начала земледел. года, входят: калăм кунĕ (день калăм), çурта кунĕ (день угощения духов предков), сĕрен (проводы духов предков на кладбище). Другие обряды, глав. обр. связанные с культом плодородия (ака пăтти или ака яшки, çумăр чÿкĕ, уй чÿкĕ), составляют следующий цикл. Данные обряды охватывают период от весен. сева до цветения ржи.

Первым из цикла калăм является калăм кунĕ, к-рый совпадает со средой перед христианской Пасхой. Накануне этого дня открывали сундуки и не за­крывали их в течение четырёх дней, говоря: Çÿпçе-арча уçмасан тăвăл çил килсе çурт çине сĕвет (Если коробы-сундуки не открывать, то крыши строений буря унесёт). Прибирали на калăм кунĕ веретёна и прялки, веники и колотушки, говоря: Калăм кун йĕке курсан çулла çĕлен нумай курать, тукмак курсан – кашкăр курать, милке курсан – упа курать (Если человек в день калăм увидит веретено, то летом он увидит много змей; если увидит колотушку – волка; если помело – медведя); Калăм кон никама та нимĕн те пама­ççĕ (В день калăм никому ничего не дают); Калăм ирхине йытăсем вĕр­сен вут тухать теççĕ (Если утром в день калăм залают собаки, это к пожару); Килекен çын лармасан чăх йăвара лармасть  (Зажечь костёр на хмельнике в день калăм – к хорошему урожаю хмеля).

Утром в калăм кунĕ следили за следующими приметами: Пирвай ар çын килсен ĕнесем вăкăр, су­рăх­сем така тăваççĕ, хĕра­рăм кил­сен ĕнесем тына, сурăхсем путек тăваççĕ (Если первым в дом придёт мужчина, то коровы принесут бычков, а овцы – барашков, если придёт женщина – коровы принесут тёлок, а овцы – овечек); Килекен çын лармасан чăх йăвара лармасть (Если вошедший в дом человек не садится, то куры в гнезде не будут сидеть), поэтому вошедшего в дом сажали на мягкую подушку и давали яйцо.

В день калăм менялись яйцами и говорили: Таракана хăнкăла çитĕр, хăнкăлана таракан çитĕр (Пусть таракана съест клоп, а клопа съест таракан); окуривали сады, огороды и хмельники, считая, что окуривание в этот день способствует уничтожению вредных насекомых.   

Самым глав. обрядом в калăм кунĕ было моление богу, для чего варили  калăм пăтти (кашу калăм). Не успевшие принести богу жертву в честь нового урожая в день калăм проводили обряд чÿклеме (до калăм кунĕ хлеб ещё считался новым, после – уже старым). Нек-рые семьи ограничивались молением во дворе: варили просяную кашу и, вынося её во двор, ставили у чÿк йывăççи (дерево чÿк). При этом глава семьи произносил молитвен. слова, после чего он и остальные участники церемонии пробовали жертвен. кашу. Затем каша уносилась в избу, где совершался празднич. обед.

Поминовение предков с приношением в жертву петуха или курицы проходило на следующий день после калăм кунĕ – в четверг, он назывался çурта кунĕ (день свечи) либо же  вил тухнă кун  (день выхода или прихода покойников).

Сĕрен в его наиболее архаич. варианте состоял из двух частей: обхода деревни участниками сĕрен­ и состязаний. После обхода дворов участники сĕрен­ шли к кладбищу, ели собранные продукты, разводили костёр и сжигали свои прутья, а перед возвращением домой каждый перепрыгивал через костёр, веря, что духи покойников не смогут пройти через него и возвратиться в деревню. До восхода солнца сĕрен­çĕ  должны были возвратиться с кладбища, чем и завершалась последняя часть сĕрен – вилнисене ăсатни (проводы умерших). Местами подобный обход деревни по дворам имел название вирĕм, вирми  или вирмече. Первоначально обряд с‡рен был связан с умилостивлением духов предков, к-рые, по древним представлениям чувашей, являлись на свет в период смены года. Во второй части обряда сĕрен преобладали состязания: ут яни (конные скачки), çуран чупни (состязания бегунов), кĕрешни (состязания борцов) и т.д. Конные скачки начинались сразу после завершения обхода дворов. Затем сĕренçĕ отправлялись к кладбищу и угощались собранными продуктами. Потом состязались друг с другом в беге, борьбе и т.п. Во многих местах эти состязания входили в обряд акатуй (сĕрен) и проходили перед çимĕк или перед весен. севом. Обряд сĕрен, к-рый первоначально приурочивался к началу скотовод. года, после перехода предков чувашей и казан. татар к земледел., лунно-солнеч. календарю вошёл в цикл обрядов калăм. Именно такое перемещение способствовало формированию нового земледел. обряда акатуй (сĕрен) и сабантуй (свадьба плуга).

В группу хозяйствен. обрядов тёплого сезона входят обряды, связан. с весен. севом (ака пăтти, вăрлăх пăтти, акатуй), с периодом роста и созревания хлеба (çумăр чÿкĕ, çинçе, уй чÿкĕ), а также уборки хлеба (ана вăй илни, çурла хывни  и т.п.). Все хозяйствен. обряды связаны с мотивом оплодотворения земли и созревания её плодов. Во время зачатия и беременности Ама запрещалось проводить земляные работы, надевать цветные рубашки и т.д.

Выделяют следующие хозяйствен. обряды: обряды оплодотворения земли; обряд вымаливания дождя; обряд жертвоприношения в честь благополучного урожая и скота. Ака пăтти (каша сева, или каша плуга) проводился обычно по окончанию весен. сева. Сев завершался не в один день, каждая семья проводила этот обряд по отдельности. Варили кашу, яйца и пекли колобки. Члены семьи, находившиеся в это время дома, с молитвой кушали эти яства и часть от них отправляли в поле к глав. работнику семьи – сеятелю. Последний зарывал в землю яйцо, колобки и немного каши. Далее он просил у çĕр йышĕ (семейства духов земли) такого урожая, чтобы у посеявшего были в изобилии и каша, и хлеб, и всякие яства; чтобы были сыты он сам, члены его семьи и его скот. В обряде çумăр чÿкĕ (моление о дожде) просматривается мотив акта творения мироздания. Вода в реке символизирует нижний мир, ветка – мировое древо, а птица – верхний мир. Здесь глав. место уделялось яйцу или птице, символам космоса и неба. В цикл весенне-летних обрядов çимĕк входил обряд у ч ÿ к (полевое жертвоприношение). Он всегда предшествовал сенокос. страде и обычно совпадал со временем, свободным от земледел. работ, – çинçе, уяв. Принесение жертв всевышним сопровождалось словами-просьбами – текстом умилостивительного характера, хотя умилостивление не было централ. идеей жертво­приношения. На первом месте в нём стоял коммуникатив. аспект экономич. обменов, а сам обряд представлял акт обменного дарения. Приносящие жертву старались расположить Турă к себе путём преподнесения ему «подарка». Молитва и жертвоприношение составляли целостность обрядового текста, в к-рой молитва выполняла прежде всего коммуникатив. функцию с целью доведения до партнёра (Турă) своего желания. Поэтому, хотя сам обрядовый текст носил коммуникативно-обмен. характер, молитвословия имели форму просьбы.

 Циклы обрядов юпа и кĕрхи чÿк. Самое большое количество чуваш. традицион. обрядов приходится на осен. время. После молотьбы проводили обряд авăн пăтти (жертвоприношение кашей в честь завершения молотьбы), совпадавший с периодом поминовения предков. Дальше следовали различ. хозяйствен. обряды-жертвоприношения.

Осен. поминовение предков в основном повторяло обряд поминовения предков в весен. время. Жертвоприношения Турă и другим богам за урожай, а также за благополучие скота и людей проводились в месяце чÿк, совпадавшем со второй половиной ноября – первой половиной декабря юлиан. календаря. Запрещалось проведение осен. жерт­воприношений из нового урожая (урожая текущего года). Чтобы хлеб считался старым, проводили чÿклеме, представлявший собой земледельческий обряд. Бескровная жертва приносилась 9 (местами 12) высшим богам (духам): Турă, Турă Амăшĕ, Пÿ­лĕхçĕ, Пихампар и др. Как отмечают исследователи, боги «требовали» себе в жертву продукты, специально подвергавшиеся обработке: варению, брожению и т.п. Именно такими были пиво, хлеб и каша. Обряд авăн пăтти по ряду признаков приближается к обряду чÿклеме. Обряд карта пăтти (мо­ление кашей в честь домаш. скота) совершался в честь духов-хранителей скота. Данный обряд уходит корнями в период преобладания в хозяйстве предков чувашей отгонного скотоводства. Это частично объясняется и тем, что карта пăтти имеет одновременно две формы жертвы – кровавую и бескровную. В период преобладания скотоводческого хозяйства в жертву приносили не кашу, а лишь домашних животных: баранов и быков. Очевидно, авăн пăтти и карта пăтти  генетически восходят к двум типологически схожим обрядам, первый из к-рых сформировался в быту земледельцев, а второй – скотоводов.

В месяце чÿк проводили обряд хĕрт-сурт пăтти (жертвоприношение домовому). Поклонение духу-покровителю дома относится к древним представлениям, согласно к-рым каждый дом имел своего духа-хозяина и от него зависело благополучие в семье. В случае ссоры, этот дух якобы мог покинуть их навсегда, после чего непременно следовали несчастья. Поэтому члены семьи старались всячески ему угождать. Например, первый удой отелившейся коровы чуваши давали отведать прежде всего хĕрт-сурт. Для этого они кипятили молоко и выплёскивали его на печь, приговаривая: Хĕрт-сурт астивтĕр (Пусть отведает хĕрт-сурт). То же самое делали во время ĕне ырри чÿкĕ (моления о благополучии отелившейся коровы).

Хурт чÿкĕ (моление о пчёлах) проводили сразу за обрядом сăра чÿкĕ. Хозяин, обычно пчеловод, в своей молитве обращался к пчелиным божествам. Молитву произносили, обращаясь лицом к двери, в сторону востока. В жертву обычно приносили пиво с мёдом, а местами – юсман  и кашу, к-рые были предназначены верхов. богам.

Нек-рые обряды, проходившие в начале холодного сезона в месяце чÿк, впоследствии упростились и объединились, а другие стали передвигаться с начала сезона к его концу. Кроме хозяйствен. обрядов, у чувашей в период холод. сезона были и другие празднества и обряды: улах (посиделки), хĕр сăри (девичье пиво), сурхури (рождество), çăварни (масленица) и др. Первые два обряда являются очень древними, возможно, эти ритуалы отражают и обряд инициации девушек-невест перед свадьбой. Сурхури и çăварни содержат как древние слои, так и поздние, появив­шиеся в результате тесных контактов с рус. крестьянством.

Автор: В.Г. Родионов.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство