Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КАЛЕНДАРЬ (от лат. calendarium – букв. долговая книга, от Calendae –  первые дни каждого месяца) – система счёта длител. промежутков времени. К. связан с астрономич. явлениями: вращением Земли вокруг своей оси (сутки), Луны вокруг Земли (месяц), Земли во­круг Солнца (год). Каждый К. имел свою эру – начальную дату летосчисления. В истории человечества было ок. 500 К., они относятся к 3-м типам: лунному, солнечному, лунно-солнечному.

Старинный чувашский К., усвоен. предками чувашей во 2–1 тыс. до н.э. в Централ. Азии, был лунно-солнечным. Он был известен в Древ. Вавилонии с кон. 3, в Китае со 2 тыс. до н.э., в 1 тыс. до н.э. в Иудее, Древ. Греции, Древ. Риме, у многих народов Восточ. и Централ. Азии, в т.ч. у вьетнамцев, японцев, монголов, тюркских племён и народов, включая огуров – предков древ. чувашей. Он традиционно сохраняется в государствах Восточ. Азии, Тибете, восстановлен в Израиле. В лунно-солнечном К. установлена связь между синодич. лунным месяцем (один оборот Луны вокруг Земли) и астрономич. лунным годом. Древ. китайцы во 2 тыс. до н.э., древнегреч. астроном Метон в 432 до н.э. определили, что 19 солнеч.  лет содержат 235 лунных месяцев. Это принято называть метоновым циклом. В 19-летнем периоде чередовались 12 простых годов по 12 лунных месяцев и 7 удлинён. (эмболисмических) годов по 13 месяцев. Удлинёнными являлись 3, 6, 8, 11, 14, 16, 19-й годы. В 12-месяч. году 354 сутки, в 13-месяч. – 384. Каждый месяц на Востоке имел свой порядковый номер, у народов Ближ. Востока и Европы – название. В Восточ. и Централ. Азии эры как таковой (порядкового счисления годов) не было. У них применялся 12-летний живот. цикл счисления годов. В пределах повторяющихся цик­лов каждый год назывался именем определён. животного: 1-й – мышь или крыса, 2-й – корова или бык, 3-й – барс или тигр, 4-й – заяц, 5-й – дракон или крокодил, 6-й – змея, 7-й – лошадь, 8-й – овца или баран, 9-й – обезьяна, 10-й – курица, 11-й – собака, 12-й – свинья. С 1027 в лунно-солнеч. К. народов Восточ. и Централ. Азии введён 60-летний цикл счисления годов путём комбинации названий 12 животных и 5 стихий: дерево, огонь, земля, железо, вода. Вместо названий стихий иногда употребляли названия пяти цветов: дереву соответствовал голубой или синий цвет, огню – крас­ный, земле – жёлтый, железу – белый, воде – чёрный. Названия стихий и цветов применялись к каждым двум годам, идущим подряд (это позволяло избежать чередования пар одинаковых названий): «год дерева и мыши» (или «год голубой мыши»), «год дерева и коровы» (или «год голубой коровы»), «год огня и барса» (или «год красного барса»), «год огня и зайца» (или «год красного зайца»), «год земли и дракона» (или «год жёлтого дракона»), «год земли и змеи» (или «год жёлтой змеи») и т.д.

Древ. предки чувашей огуры (в древнекитайских источниках – огуань), к к-рым относились болгары и сувары, или сабиры (в древнекитайском синьби), в Хуннской (в древнекитайском Сюнну) общности пользовались китайским лунно-солнечным К. Оторвавшись от этой общности в 1–2 вв., они продолжали пользоваться им и в периоды пребывания на Северном Кавказе и Северном Причерноморье (во 2–7 вв.), в Болгар. земле в 7 – нач. 15 вв., в Казан. ханстве в 15–16 вв., в России в 16–18 вв., часть населения до сер. 20 в. Болгары дунайские в 7–10 вв. также пользовались лунно-солнечным К. Как и древ. китайцы и тибетцы, чуваши в году выделяли ис­ходя из лунных циклов в 19-летнем цикле 12 лет по 12 месяцев и 354 сутки, 7 лет по 13 месяцев и 384 сутки в каждом. Года у чувашей назывались: 1) кушак кайăк «мышь»; 2) ĕ н е «корова»; 3) парăс «барс»; 4) м у л к а ч «заяц»; 5) арăслан «лев»; 6) çĕлен «змея»; 7) ут «конь»; 8) сурăх «овца»; 9) пĕ­çин «обезьяна»; 10) чăх «курица»; 11) йы­тă «собака», 12) сысна «свинья». В отличие от основного тюркского мира чуваши не пользовались 60-летним циклом летосчисления. В простом году у чувашей 6 месяцев по 29 дней, 6 месяцев по 30 дней, в удлинённом году есть 13-й месяц в 30 дней. С начала пребывания в Восточ. Европе у чувашей месяцы назывались: 1) нурăс (нарăс) уйăхĕ «нурс (нарс)»; 2) пушă (пошă) уйăхĕ «свободный», ĕне уйăхĕ «коровий»; хĕр уйăхĕ «девичий»; 3) ака уйăхĕ «пашни, плуга»; 4) çу (çăв) уйăхĕ «летний»; 5) çĕртме уйăхĕ «па­ровой»; 6) утă уйăхĕ «сенокоса»; 7) çур­ла уй­ăхĕ «серпа»; 8) йĕтем уйăхĕ «тока (молотьбы)»; 9) юпа уйăхĕ «столба (установки намогильных столбов)»; 10) чÿк уйăхĕ «жертвоприношений»; 11) раштав уйăхĕ «рождества»; 12) кăрлач [мăн (аслă) кăр­лач] уйăхĕ «мороза [большого (старшего) мороза]»; 13) кĕçĕн кăр­лач  «младшего мороза». С кон. 19 в. в чуваш. письменности месяцам юлианского, с 1918 – григорианского К. начали давать параллельные чуваш. названия: январь – кăрлач, февраль – на­рăс, март – пуш, апрель – ака, май – çу,  июнь – çĕртме, июль – утă, август – çурла, сентябрь – авăн, октябрь – юпа, ноябрь – чÿк, декабрь – раштав.

С давних пор чуваши применяют в счёте времени семиднев. недели. Их названия: 1) тунти кун, букв. «день ворожбы» – понедельник; 2) ытлари кун «день верховой езды» – вторник; 3) юн кун «день кровавых жертвоприношений» (праздничный день у болгар и сувар на Северном Кавказе и Северном Причерноморье, у чувашей-язычников) – среда; 4) кĕçнерни кун, «день младшей пятницы» – четверг; 5) эр­не кун «день недели» (праздничный, недельный, выходной день у мусульман) – пятница; 6) шăмат кун «день шабата» (иудейский праздничный день) – суббота; 7) вырсарни кун «день русской недели» (позднее название, раннее неизвестно) – воскресенье.

Сутки чуваши делили на сехет «час», самант «минута», чĕрĕм «миг, се­кунда».

С началом массовой христианизации в сер. 18 в. часть чувашей, с 1870-х гг. большинство пользовались солнечным К. Он возник в Древ. Египте в 4 тыс. до н.э.: в году 365 суток, 12 месяцев по 30 дней в каждом, в конце года добавочных 5 дней вне месяца являлись днями памяти умерших и покаяния в грехах. Ещё в древности определили, что астрономич. солнечный год, т.е. один оборот Земли вокруг Солнца, равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам, или 365,2422 суткам. В 46 до н.э. римский государствен. деятель Юлий Цезарь при участии египет. астронома Созигена разработал и ввёл в Рим. государстве солнечный К., названный позже юлианским. В каждое четырёхлетие стали считать 3 года простых по 365 суток, а один год удлинённный – високосный в 366 суток. Сред. продолжительность года – 365,25 суток, она на 11 минут 14 секунд, или на 0,0078 суток, длиннее астрономич. солнечного года. Древ. римский К. был лунным и состоял из 10 месяцев. В 7 в. до н.э. римляне перешли на лунно-солнечный К. с 12-м и дополнительным 13-м месяцами. Год начинался с марта. Юлианский К. не признавал синодического лунного месяца.

В високос. году во 2-м месяце (февраль) было введено второе 24-е число, позднее стали вводить 29-е число в конце этого же месяца. Христиан. религия с 325 перешла на юлианский К. В 6 в. возникает датировка событий «от Рождества Христова», к-рая была определена монахом Дионисием Малым, но на эту эру христианские государства переходили постепенно. В Византийской империи употреблялась византийская эра, считавшая года от «сотворения мира Богом», начинавшаяся на 5508 лет раньше 1-го года эры «от Рождества Христова». К кон. 16 в. юлианский К. отстал на 10 суток (начиная с 325 года). В 1582 рим. папа Григорий XIII пос­тановил: 1) 1582 сократить на 10 суток: 5 октября считать 15 октября; 2) впредь в пределах каждого четырёхсотлетия исключать 3 високос. го­да, для этого високос. считать только тот год с двумя последними нуля­ми, первые цифры к-рого делятся на четыре без остатка (1600, 2000 и т. д.). Реформирован. К. стал называться григорианским. Католич. страны перешли на григориан­ский К., православ. страны сохранили юлианский. На Руси юлианский К. введён со времени принятия ею христианства в 988. Летосчисление вели по византийской эре, до кон. 15 в. в разных княжествах год начинали либо с марта, либо с сентября. В Российском государстве в 16–17 вв. год начинали с 1 сентября. По указу Петра I с 1 января 1700 в России перешли на эру «от Рождества Христова» и январское начало года. В Совет. России григорианский К. был введён с 14 февраля 1918. Рус. пра­вослав. церковь продолжает пользоваться юлианским К. Чтобы перевести даты юлианского К. (старого стиля) с 1582 на григорианский К. (новый стиль), к датам старого стиля надо прибавлять: с кон. 16–17 вв. – 10 суток, 18 в. – 11, 19 в. – 12, 20–21 вв. – 13 суток. Современ. международ. К. – григорианский.

В Волж. Болгарии в кон. 9 – нач. 13 вв. болгаро-чуваш. элита, горожане и часть сел. населения, исповедавшие ислам, в Болгар. земле Золотой Орды в 13–14 вв., отатарившиеся чуваши в Казан. ханстве в 15–16 вв., татары-мишари Чувашии в 16–19 вв. традиционно пользовались лунным К. Часть татар. населения Чувашии продолжает пользоваться им. Он известен с 4 тыс. до н.э., получил распространение в государствах древ. цивилизации в бассейне рек Тигр и Евфрат, где из-за жары земледел. работы производились ночью, под лунным светом. Для регулирования земледельческих работ и был изобретён народом лунный К. С 7 в. н. э. им пользовались мусульман. государства. В мусульман. лунном К. свободный (или блуждающий) год состоит из 12 месяцев. Длина синодич. лунного месяца равна 29 суткам, 12 часам, 44 минутам, 2,9 секунды, или 29,5306 суток. Но в лунном месяце условно принято считать 29,5 суток. Лунный К. не считается с продолжительностью одного оборота Земли вокруг Солнца. В нём продолжительность 12-месяч. простого лунного года составляет 354 сутки. В году чередуются 6 полных (по 30 суток) и 6 пустых (по 29 суток) месяцев. Поскольку в простом году в каждый месяц недоучитывается 0,0306 суток, а за год – 0,3672 суток, за 30 лет получилось бы отставание К. на 11 суток. Во избежание этого в 30-летний период ввели 11 чрезвычайных годов по 355 суток. В 30-летнем цикле чрезвычайными были 2, 5, 7, 10, 13, 16, 18, 21, 24, 26 и 29-й годы. В среднем лунный год равняется 354 суткам 8 часам 12 минутам 36 секундам. 33 лунных года приблизительно равны 32 годам солнечного (григорианского) К. В Араб. халифате мусульман. эра «гиджры», или «хиджры», началась 16 июля 622. В дальнейшем в разных мусульман. странах в летосчислении появилась существенная разница.

Автор: В.Д. Димитриев.
Лит.: Димитриев В. Д. Старинный чувашский календарь // Вопросы этногенеза, этнографии и истории культуры чувашского народа. Ч., 2004.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство