МИНИАТЮРА (франц. miniature; итал. miniatura) – небольшая музыкал. пьеса для вокал. или инструментал. исполнения, иногда для различных составов ансамблей или оркестров. Форма М. – обычно простая, двух- или трёхчастная, реже рондо. По содержанию может быть лирич., пейзаж., характерно-изобразительной. Нередко имеет народно-жанровую определённость и объединяется в циклы. К вокал. М. относятся нек-рые романсы. Расцвет М. приходится на 19 в. (творчество Ф. Шуберта, Ф. Мендельсона, Р. Шумана, Ф. Шопена, А.Н. Скрябина). В 20 в. её значение ещё более возросло. Первыми М. в чуваш. музыкал. искусстве являются произведения Н.С. Кленовского и С.Л. Толстого. В чуваш. музыке М. начала развиваться в 1930-е гг. в сочинениях С.М. Максимова, В.М. Кривоносова, Г.А. Анчикова. Наиболее разнообразно в эти годы она представлена в музы-ке Г.В. Воробьёва, создавшего множество пьес для сольного, ансамблевого, оркестрового исполнения, в т.ч. «Детскую сюиту», сюиту «Акатуй», прелюдии для фортепиано, романсы. Активно развивался этот жанр после 1950-х гг. М. для сольного исполнения писали М.А. Алексеев, Ф.С. Васильев, Ф.М. Лукин. Многочисленны М. для фортепиано, среди к-рых значительны сборник «Юный пианист» А.М. Токарева, циклы «В родной деревне» А.В. Асламаса, «По родной стране» В.А. Ходяшева, «Чувашские зарисовки» Л.А. Новосёловой, «11 пьес» А.Г. Васильева, прелюдии М.А. Алексеева. Ряд М. для различ. инструментал. ансамблей создали Ф.М. Лукин, А.М. Токарев.
Автор: Л.И. Бушуева.