ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИСТОКИ В ЧУВАШСКОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ проявляются прежде всего в традиционных ритуалах, в народных обрядовых играх. Чуваш. профессионал. театрал. искусство в своём возникновении и развитии органически связано с освоением богатств народ. творчества: сказок, песен, преданий и легенд, бытовых, празднич., трудовых обрядов и народ. игр. Песня и танец изначально имели сакрал. функции и только спустя тысячелетия выделились из исходного синкретического комплекса в разные виды искусства. Молитвы также несли в себе определён. образы, к-рые могли предстать своеобраз. персонажами, образующими систему взаимоотношений. Элементы драматич. искусства содержались в зимних празднич. обрядовых игрищах çветке, напоминающих святоч. забавы (см. Святки). Ряженые ходили по улицам, заходили в избы, распевая обрядовые песни-диалоги, разыгрывали традицион. сценки. Обряды жертвоприношения, посиделки содержали в себе интерес. красоч. драматургич. сюжеты. Нек-рые праздники носили характер театрализован. игр: сурхури (рождество), нартукан (рождение солнца), шуйттан эрни (бесовские игры), туй камичĕ (свадеб. комедия) и др. Обряд чуваш. свадьбы не утратил свою тысячелет. основу благодаря театральности, в ней есть актёры-персонажи, режиссёр, зрители и сцена. Чувашам было известно и искусство скоморохов (весельчаков, медвежатников, кукольников). Карусели, балаганы и кукол. театры являлись обязател. атрибутами многих ярмарок до сер. 17 в. Элементы скоморошества проникли в культуру народов Поволжья и бытовали даже во 2-й пол. 19 в.
Сохранились нек-рые образцы чуваш. национал. драматургии: народ. комедия «Кукша Иван» (Плешивый Иван), народ. кукол. комедия «Кам кама лартнă?» (Кто кого перехитрит?); из репертуара Театрал. труппы под руководством М.С. Поларшинова (Самар. обл., Клявлин. р-н) – народ. драма «Хĕр килĕшни» (Сватовство) и народ. комедия «Тунката хăвăлĕ» (Дупло); из репертуара народ. кукольника Така Петĕрĕ (П.Н. Чернов) – «Вĕрмен йытă хыт çыртать» (Собака, которая кусает) и др.
Подлинно самобыт. театры глубокими корнями связаны с истоками традицион. народ. духовности – фольклором, осваивая и развивая его богатства, черпая сюжеты и коллизии из национал. истории, современ. бытия, связанного с прошлым. Мировая классика на чуваш. сцене не подавляла, не ломала, не уничтожала это естественно и традиционно сложившееся своеобразие, а довершала картину жизни, созданную народом-художником, придавала ей новые краски. Лучшие постановки театров Чувашии: «Сутра» (На суде) и «Ялта» (В деревне) Ф.П. Павлова, «Нарспи» по К.В. Иванову, «Айдар» и «Кушар» (Кужар) П.Н. Осипова, «Кай, кай Ивана» (Выйди, выйди за Ивана) Н.С. Айзмана, «Çатан карта çинчи хура хăмла çырли» (Ежевика вдоль плетня) Б.Б. Чиндыкова и др. – активно использовали как приёмы и элементы мирового театрал. искусства, так и типажи национал. характера, выраженные в народ. творчестве.
Автор: Г.В. Кириллов.
Лит.: Иванов-Ехвет А. И. Музы ищут приют. Ч., 1987; Иллариус (Мучи И. – Илларионов И.И.). Халăх театрĕсен пуçламăшĕ // Сунтал, 1925. №11; Дмитриев И. А. Этнотеатральные формы в чувашском обряде. Ч., 1998.