Место рождения: д. Сухари-Матак Бугуруслан. у. Самар. губ. (ныне д. Сухарь-Матак Исаклин. р-на Самар. обл.)
Звания и награды: Заслуженный работник культуры Чуваш. АССР, народный писатель Чуваш. АССР. Награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степ., Славы 3-й степ., медалями.
УЯР (псевд., наст. фам. Афанасьев) Фёдор Ермилович [19.4.1914, д. Сухари-Матак Бугуруслан. у. Самар. губ. (ныне д. Сухарь-Матак Исаклин. р-на Самар. обл.) – 9.7.2000, Чебоксары] – прозаик, переводчик, публицист, критик. Член Союза писателей СССР (1953). Участник Вел. Отечеств. войны (1942–43). Окончил Хабаров. педагогич. техникум (1935), учился в Чуваш. государствен. педагогич. институте (1937–40). Работал учителем на Дальнем Востоке и в Чуваш. АССР (1933–36, 1937–38). Литератур. сотрудник Чуваш. радиокомитета и журнала «Капкăн», ответствен. секретарь альманаха «Тăван Атăл» (1936–42), директор Чуваш. книж. палаты (1943–50), редактор Чуваш. книж. издательства (1951–55, 1964–65), зав. отделом журнала «Капкăн» (1956–59).
Первый рассказ опубликовал в 1930 в журнале «Капкµн», первый сборник рассказов «Сукмак» (Тропа) вышел в свет в 1941. Тонкая и сдержанная ирония, механизм ведения окольно обыгрываемой речи рассказчика присущи таким его произведениям, как «Телейлĕ Палюк» (Счастливый Палюк), «Ăçта эс, тинĕс?» (Где ты, море?) и др.; в них герой-рассказчик рассуждает в намеренно упрощённом стиле, пользуется наивной речью простачка. Ирония в них связана с глубинным проникновением прозаика во внутренний мир самодовольных себялюбцев, претендующих на свою исключительность [Олимпиада из повести «Уйăх çути» (Липа), Педэр из повести «Ăçта эс, тинĕс?» (Где ты, море?)].
У. отдавал предпочтение концентрированным образным ситуациям, избегал пышных поэтических средств, тяготел к ёмким символам, философскому анализу состояния души человека в критических, предельных ситуациях, увязывая это с его социально-психологической типологией. При этом чутко прислушивался к тревожному дыханию природы и пейзажа, предвещающих драматизм изломов судьбы героя. У. – мастер проникновенно-лирического, исповедаль-но-доверительного повествования [сборники рассказов «Пирĕн енче» (В нашем краю, 1952), «Пулăçă упа» (Медведь-рыбак, 1957), сборники путевых заметок и очерков: «Писательпе паллашни» (Встреча с писателем, 1972), «Çул кĕнеки» (Книга дорог, 1978) и др.].
Герои У. – самые различные люди: человек бытовой [Яриле из романа «Таната» (Тенёта)]; человек, способный разорвать круг быта (Педэр из повести «Где ты, море?») и т.д. Герой рассказа «Телейлĕ Палюк» (Счастливый Палюк) в своей вере в добро подобен чистому душой ребёнку. Ему близок Педэр из повести «Ăçта эс, тинĕс?» (Где ты, море?): поездка в тайгу, столкновение с живой природой освобождает Педэра от напыщенной европеизированной фразеологии, высокомерного отношения к азиатским народам и их культуре.
Творческие искания У. отражают его интерес к тому или иному психологическому типу человека, к среде, к-рая его окружает. Его дилогия «Шурча таврашĕнче» (Близ Акрамова) [романы «Таната» (Тенёта, 1952, 1974), «Таркăн» (Беглец, 1994)] написана в виде цикла отдельных новелл-портретов и повестей-портретов. Столкновением различ. характеров, людей с разным психологич. «багажом» и разной социальной природой создаётся острота сюжета романа, при этом развёртывание конфликта показывается в гуще широких социальных событий и ситуаций. Перевёл на чуваш. язык произведения А.П. Чехова, Н.Г. Гарина-Михайловского и др.
Изданы книги: «Çулсем-йĕрсем» (Пути-дороги, 1943), «Сук хĕрринче» (На реке Сок, 1947), «Яланах çул çинче» (Всегда в пути, 1958), «Тăван çĕршыв тăрăх» (По родной стране, 1960), «Виçĕ кун, виçĕ çĕр» (Три дня, три ночи, 1965), «Пĕр сăмах» (Единое слово, 1968), «Телейлĕ Палюк» (Счастливый Палюк, 1971), «Сăмах мехелĕ» (Сила слова, 1980), «Кĕрхи çумăр» (Осеннее, 1984), «Шурча таврашĕнче» (Близ Акрамова, в 2 кн., 1994) и др.
Заслуженный работник культуры Чуваш. АССР (1984), народный писатель Чуваш. АССР (1990). Награждён орденами Отечественной войны 1-й и 2-й степ., Славы 3-й степ., медалями.
Автор: Г.И. Фёдоров.
Лит.: Хлебников Г.Я. Чувашский роман. Ч., 1966; Артемьев Ю.М. Зигзаги судьбы мастера // Артемьев Ю. Страсть к полемике. Ч., 2003; Фёдоров Г.И. Художественный мир Ф. Уяра. Ч., 1991.