Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

УЧУК, учÿк, уй чÿкĕ [букв. полевое моление, полевое жертвоприношение] – общесельское моление, сопровождавшееся обрядом жертвоприношения главному богу Турă, его семейству и окружению. Проводился в период празднования çинçе или уяв и приурочивался ко времени летнего солнце­стояния. Относился к наиболее важным общественным обрядам. Структура и традицион. место проведения У. связаны с космологическими представлениями чувашей (см. в ст. Космогоническая мифология), в к-рых отражалось осознание необходимости восстановления и поддержания вселенской гармонии, общественного благополучия.

У. был одним из значимых обрядов чÿк. Жертвоприношения от имени всех сельчан совершались на обществен. деньги, при покупке жертвен. животного не было принято торговаться. Выбор животных происходил на сел. сходе, при этом считались с мнением юмăç, к-рый указывал на размеры жертвоприношения, вид скота и его масть. Крупные животные (корова, бык или лошадь) приносились в жертву, как правило, раз в 3–4 года, в промежутках между ними – овцы, телята, домаш. птица. Считалось, что четвероногих животных должно было быть не менее 9 (по числу главных богов). Обряд проводился в определён. месте у родника или у леса (У. вырăнĕ). Жертвоприношение совершали старики, к-рым помогали мужчины. Из ключа набирали воду и после моления обливали животное ковшом воды. Если оно встряхивалось, то считалось, что жертва принята. Жертвенное мясо варили в нескольких котлах. Во время приготовления трапезы молодёжь водила поблизости хоровод. На У. собиралась почти вся деревня, от каждой семьи должны были присутствовать не менее 2–3 чел. В общесел. молитве пред­водитель обряда и старики, встав лицом к В, обращались к Турă, его матери, Пÿлĕхçĕ, Кепе, Пихампар, Хăрпан, Хĕрлĕ çыр, Çĕр-йыш (хранителю земли и воды) и испрашивали благополучие и изобилие всему обществу, богатый урожай, приплод скота, удачу в делах, защиту от пожаров и других бедствий, от нечистой силы. При этом перечислялись животные, приносимые в жертву, подчёркивалось, что это делается от имени стариков, женщин, детей. После молитвы рассаживались на траву и приступали к трапезе. В обрядах и жертвоприношениях У. вместе с некрещёными чувашами нередко участвовали и православные.

В 19 – нач. 20 вв. проведение обря­да обычно ограничивалось рамками общины. Но имеются сведения о том, что в 17–18 вв. в У. участвовали десятки деревень, порой из нескольких уездов, причём вместе с чувашами принимали участие жившие по соседству марийцы и мордва. В нач. 20 в. У. как повсемест­но проходившее событие обрядового календаря исчезло, сохранилось в немногих селениях. Оставив следы в топонимике, обряд отчасти слился с çумăр чÿкĕ.

Автор: Г.Б. Матвеев.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство