Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КАРТИШ ПĂТТИ [кардиш  пътти],  карта йыш пăтти – семейное моление с жертвоприношениями в честь животноводства божеств и духов. Обряд проводился осенью или ранней зимой в связи с переводом скота на стойловое содержание; в нек-рых селениях верховых чувашей исполнялся ранней весной. Во дворе разводили огонь, выполнявший функцию очищения и оберега; выносили кашу, лепёшки  ю с м а н, пиво.  Глава семьи, обращаясь к Турă, божествам и духам, а также к предкам, благодарил за успешно проведённый сезон скотоводства, просил семейное благополучие, плодовитость скота, беречь его от болезней, диких зверей и др.; в качестве жертвы в костёр бросал ложку каши, кусок лепёшки, отливал пиво. Всей семьёй 3 раза обходили огонь, к-рый затем гасили, притаптывая ногами, переходили под навес и трапезничали. В завершение развешивали куски холста, разрезан. на ленточки по числу голов скота. С христианизацией обряд упростился, к кон. 19 в. перестали разводить костёр, сохранив ритуальную трапезу; затем стали ограничиваться выносом ложки каши в жертву духам.  По мере усвоения православ. веры чуваши начали обращаться к Георгию Победоносцу и святым, покровительствующим животноводству.  У некрещёных чувашей обряд К.п. изредка практикуется в виде застол. ритуал. трапезы.

Автор: П.П. Фокин.
Лит.: Магницкий В.К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство