КАРИКАТУРА (итал. caricatura, от caricare – перегружать, преувеличивать) – намеренно искажённое, пародийное, тенденциозно преувеличенное, подчёркнуто смешное изображение негативных сторон событий или лиц. Создание комического эффекта достигается сочетанием этих преувеличенных или искажён. черт с реальными. Как жанр изобразител. искусства К. распространена прежде всего в графике, реже встречается в живописи и скульптуре. Периоды расцвета К. часто совпадают со временем крупных обществен. конфликтов (войны, революции, освободител. движения, политич. и экономич. кризисы, идеологич. противостояния и т.д.). Важную роль в К. играет сопровождающий текст. Самостоятельная эстетич. значимость К. была впервые теоретически осмыслена в нач. 19 в. представителями романтизма, эстетика к-рых отводила иронии и гротеску одно из ведущих мест. В 19 – нач. 21 вв. повседнев. сотрудничество карикатуристов в газетах и журналах стало обычной формой их творческой деятельности.
К. в чуваш. искусстве зародилась в первые годы совет. власти. Как одна из форм агитационно-массового искусства, она развивалась в единстве с сатирич. плакатом, способствуя политич. пробуждению и воспитанию народных масс. С 1925 художники-карикатуристы объединились вокруг сатирич. журнала «Капкăн» (Капкан). Ведущим мастером К. в 1920-е гг. был В.А. Филиппов. В чуваш. К. того периода преобладала бытовая тематика. В следующее десятилетие она значительно расширилась. Отражались новости культур., политич. и хозяйствен. жизни страны и республики, велась антирелигиоз. пропаганда и борьба с бюрократизмом. Активно развивалась К. на внешнеполитич. темы. Над К. и юмористич. рисунками постоянно работали В.А. Филиппов, Н.К. Сверчков, Г.Д. Харлампьев, В.М. Макаров. В период Вел. Отечеств. войны 1941–45 мастера К. откликались на все основные события фронта и тыла, активно участвуя в патриотич. воспитании широких народ. масс в борьбе с фашист. агрессией. Послевоен. годы отмечены развитием тем, связан. с восстановлением народ. хозяйства, отражением различ. сторон международ. и внутрен. жизни, истории и быта народа. С 1956 (после 16-летнего перерыва в 1940–56) возобновилось издание «Капкана». Возрождение популяр. в народе сатирич. журнала позволило вновь объединить творческие силы художников-карикатуристов разных поколений (В.А. Филиппов, Г.Д. Харлампьев, Ю.П. Смирнов, М.И. Жолобов, Н.Л. Яковлев, Г.Я. Яковлев, М.А. Ильин, А.А. Быков, В.И. Агеев, В.Е. Емельянов, В.М. Ермолаев, И.Я. Скворцов, Е.Е. Яшкина, Ю.Н. Ярков и др.). Расширяется тематика на внутрен. темы. Художники создают рисунки, сюжеты к-рых вызваны различными социально-экономич. и культурными проблемами. Более острыми становятся сатирич. рисунки на международ. темы, главной из к-рых была тема разоблачения поджигателей новой войны. Проведены выставки работ художников «Капкана» в 1965, 1973, 1975, 1985. С кон. 1970 – 1-й пол. 1980-х гг. рядом с ветеранами сатирич. графики начало выступать новое поколение художников: И.Г. Бородкин, В.А. Чернов, В.М. Ширшов, В.Е. Игнатьев, А.С. Сафин, В.Н. Яковлев и др. Регулярно выходила «Библиотека «Капкана», помимо сборников произведений писателей-сатириков, издавались сборники сатирич. рисунков ведущих художников журнала. Новый период расцвета жанра чуваш. К. связан с годами перестройки. Это коснулось как расширения тематики рисунков, так и обогащения художественно-выразител. средств. В современ. чуваш. К. активно проявляют себя графики Г.Я. Яковлев, И.Я. Бородкин, С.Б. Мягков, Н.М. Никифоров, А.А. Плеханов, Ю.В. Сергеев, В.Н. Трофимов и др.
Автор: Ю.В. Викторов.