РИТМИКА ЧУВАШСКИХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН – одно из наиболее характерных и важнейших (наряду с пентатоникой) свойств чувашской народной музыкально-поэтической системы.
Для классич. чуваш. обрядовых песен наиболее характерна так наз. квантитативная ритмика, основывающаяся на принципе интонируемых слогов разной протяжённости в ритмические ячейки (стопы или модусы). Преобладают двуслоговые ячейки с ямбич. соотношением длительностей (краткое – долгое; преобладают пропорции 1:1, 1:2, 1:3, 1:4 и др.) или равенство слогов (слогонот) по протяжённости. Основные виды чуваш. ритмических ячеек показаны в табл. 1.
Существуют также разновидности этих ритмических ячеек с увеличенным числом слогов до 3–4 (табл. 2). Из таких ячеек-стоп складываются ритмические рисунки мелострок, соответствующих стиху поэтического текста. Ячейковая структура песен. строки (стиха) в традицион. стиле имеет 3 глав. типа: трёхъячейковый (возможен его сдвоен. вариант – шестиячейковый), четырёхъячейковый (соответствует песен. форме такмак) и пятиячейковый (соответствует песенной форме «анатри», см. Многослоговая форма). Виды песен. строк показаны в табл. 3 (в схемах знак «х» соответствует ритмич. ячейке).
Каждый вид песен. строки имеет множество ритмических рисунков – от простых, складывающихся из одинаковых ритмических ячеек, до сложных, неповторимо индивидуал. комбинаций. Каталоги чуваш. метров (включающие 74 пятиячейковые и 78 четырёхъячейковых групп квантитатив. метров) опубликованы в 1982 и 1985. При сложении мелострок в строфу в песнях нек-рых традицион. жанров образуются индивидуально характерные ритмич. формулы. По сравнению с описывавшимися в науке ранее квантитативными системами Р.ч.н.п. отличается специфическими собственно музыкал. свойствами (не находящими отражения в стихе) и чистой фольклорностью бытования. Эта разновидность квантитатив. ритмики, сохранённая чувашами с древ. времён, присуща также музыкально-поэтич. системам соседних тюркоязыч. народов региона и частично воспринята марийцами и удмуртами.
В традицион. песен. фольклоре чувашей наиболее распространены строки «такмак» и «анатри». Подобно тому, как в классич. культурах квантитатив. поэзии существовали описания и таблицы их ритмических формул, составлены и опубликованы полные каталоги (указатели) ритмических рисунков этих 2 типов строки чуваш. песен. Типы строки имеют жанрово-диалектные корреляции. На фоне практически универсального «такмака» резче всего ограничено применение 5–6-сложника: никогда – в обрядовых песнях (только в бытовой лирике, по стилю традиционной). Строка «анатри», применяясь широко в большинстве жанров низового диалекта (и только его), всё же никогда не встречается в жанрах хороводных уяв-вăйă юрри, плясовых такмак, причитаниях невесты на свадьбе хĕр йĕрри, колыбельных сăпка юрри.
Второй по распространённости тип Р.ч.н.п. традицион. стиля – регулярно-акцентный. Основанный на мотор. динамике, он известен всем культурам мира. У чувашей он представлен в большинстве плясовых песен и инструментал. наигрышей, а также во многих хороводно-игровых песнях.
Третий, наиболее архаич. тип ритма, называемый интонационным, встречается в отдельных образцах напевов причитаний (по усопшему, невесты на свадьбе). Такие образцы характеризуются отсутствием ясных ритмических группировок и мономерной единицы пульсации. Свобода ритмической организации сочетается в них с так наз. внезвукорядным («доладовым») интонированием, неокристаллизован. формами строк и строф, импровизируемой мелодической линией.
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Кондратьев М.Г. О ритме чувашской народной песни: К проблеме квантитативности в народной музыке. М., 1990; Он же. О ритмической системе чувашской народной песни // Вопросы истории и теории чувашского искусства / Труды ЧНИИ. Ч., 1982; Он же. О ритмической системе чувашской народной песни. Статья вторая // Чувашское народное творчество / ЧНИИ. Ч., 1985.