ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – художествен. и научно-популяр. литература для детей и юношества. Включает в себя произведения, адресованные читателям дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста, а также нек-рые др. литератур. произведения, вошедшие в круг дет. и юношеского чтения. До зарождения чуваш. Д.л. её познавател. и воспитател. функции выполняло устное народ. творчество (см. Детский фольклор).
Первые тексты Д.л. на чуваш. языке появились во 2-й пол. 18 в. Воспитанник Нижегород. духов. семинарии Е.И. Рожанский по просьбе главы Нижегород. епархии Дамаскина в 1773 перевёл на чуваш. язык буквар. тексты Л. Бакмейстера, а в 1788 – «Краткий катехизис». Дет. тематика значител. место занимает в литератур. творчестве С.М. Михайлова: фольклор. шуточ. песенки «Чи-чи кăсăя» (Синица) и «Нарт-нарт кăвакал» (Утка), рассказ «Чее кушак» (Хитрая кошка), очерк «Телейсĕр ывăл» (Злополучный сын), сценка «Ятлаçу» (Ругань), пословицы и поговорки. В очерках, включенных в его книгу «Чувашские разговоры и сказки» (1853), присутствуют диалоги, происходившие между пожилыми и подростками.
Тексты, адресованные дет. аудитории, были и в изданном Н.И. Золотницким букваре «Чуваш кнеге» (1867), и в первом печат. календаре на чуваш. языке «Сöлдалык кнеге» (1867). С 70-х гг. 19 в. в круг дет. чтения прочно вошли произведения М.Ф. Фёдорова. Поэма «Арçури» (Леший), написанная в 1875–79 и напечатанная в 1908, в течение 29 лет ходила в народе в рукопис. варианте и пользовалась большой популярностью как у взрослых, так и у юных читателей.
В формировании Д.л. большая роль принадлежит И.Я. Яковлеву. В 1873 появился созданный им букварь, к-рый в течение последующих 40 лет выдержал 33 издания с изменениями и дополнениями. Букварь содержал произведения Д.л. – устно-поэтич. народ. творения (загадки, пословицы и поговорки, песни, сказки, шуточ. миниатюры), перевод. тексты рус. классики и короткие прозаич. произведения, авторами к-рых были сам И.Я. Яковлев и его воспитанники: рассказы-описания научно-познавател. плана, в к-рых образно показаны окружающие детвору жизнь, мир природы. Они отличаются краткостью и образностью изложения. Рассказы-новеллы, напоминающие развёрнутые народ. поучител. анекдоты, пословицы и поговорки проникнуты ненавязчивыми нравоучениями и безобид. иронией.
Неоценимый вклад в становление национал. Д.л. внесли учащиеся Симбир. чуваш. школы К.В. Иванов, Г.Т. Тимофеев, М.Ф. Акимов, Г.А. Кореньков, Н.М. Охотников, Ф.П. Павлов, М.Д. Трубина, И.Н. Юркин, И.И. Иванов и др. Особая роль принадлежит К.В. Иванову, к-рый переводил произведения рус. классиков, создавал стихотвор. сказки, оформлял и иллюстрировал книги, собирал тексты дет. фольклора. Им написаны стихотвор. сказки «Икĕ хĕр» (Две дочери), «Тăлăх арăм» (Вдова), «Тимĕр тылă» (Железная мялка), поэма «Нарспи», не адресованные специально дет. читателю, но получившие популярность одновременно как у взрослого, так и у молодого поколения.
После 1917 Д.л. получила дальнейшее развитие. Юные читатели горячо встретили пламенные патриотич. стихи-призывы М.К. Сеспеля [«Хурçă шанчăк» (Стальная вера), «Чăваш ачине» (Сыну чувашскому), «Чăваш чĕлхи» (Чувашский язык)]. Н.И. Шелеби (Полоруссов) и М.Д. Трубина в своих стихах и рассказах воспевали прежде всего радость свобод. труда, тягу подрастающего поколения к культуре. А.Ф. Талвир свою первую книгу «Хĕллехи сивĕре» (В холодную зиму, 1929) посвятил острой в то время проблеме дет. беспризорности. На этом этапе в Д.л. преобладали характер. для устного творчества художествен. формы, словесно-изобразител. средства и сюжеты, широко применялась литератур. обработка произведений фольклора. Писатели успешно использовали жанр сказки: «Шĕшкĕ» (Орешник), «Вĕренепе куршанкă» (Клён и репейник) М.Д. Трубиной, «Кушакпа автан» (Кот и петух) Н.И. Шелеби, «Улăпсем» (Великаны) С.В. Эльгера, «Йытăпа кушак» (Собака и кошка) Ф.П. Павлова. В кон. 1920-х гг. появилась повесть С.Ф. Хуммы «Тимуш», показывающая непростой путь духов. взросления крестьян. мальчика.
Интенсив. развитие получила Д.л. в 1930-е гг. Появились произведения, раскрывающие жизнь и дела детей [мини-поэма Я.Г. Ухсая «Пуканесен бригади» (Кукольная бригада), стихи М.Д. Уйпа, А.Д. Калгана]. Разрабатывалась тема созидател. труда (стихи и песни Н.И. Полоруссова-Шелеби, стихи и очерки М.Д. Уйпа, рассказы Ф.А. Ситты). При создании образов детей писатели обращались к историч. прошлому народа [рассказы «Унтри» С.В. Эльгера, «Шахтµра» (На шахте) М.Н. Данилова-Чалдуна]. И.С. Тукташ написал для самых маленьких короткие рассказы. Заметно оживилась дет. драматургия [«Ултав» (Обман) Л.Я. Агакова, «Паттăр Çапук» (Стёпа-герой) В.О. Алагера]. Неизмен. успехом у молодых читателей пользовались сказки С.В. Эльгера [«Селтти», «Тамаша» (Беда), «Хыткукарсем» (Скупцы) и др.], В.В. Бараева [«Али-паттăр» (Али-богатырь)], Я.Г. Ухсая [«Кăмака ®инчи Иван» (Иван Запечный) и др.]. М.Д. Трубина создавала свой жанровый диапазон, включая туда рассказы, драмы и повести, посвящённые детям. Для них характерны лиризм, глубокий психологизм, краткость, простота и образность. Для нек-рых писателей были актуал. темы революции и героики борьбы Крас. Армии с врагами совет. власти, темы интернационал. единства, коллектив. труда и т.п. (М.Н. Данилов-Чалдун, И.Н. Ивник, Л.Я. Агаков и др.).
С нач. Вел. Отечеств. войны в центре внимания дет. писателей были две основные темы: доблесть совет. воинов на фронте и героизм народа (в т. ч. и подростков) в тылу. На первый план вышел новый тип героя – юный борец [«Тайга паттăрĕсем» (Герои тайги), «Фронтра» (На фронте) М.Н. Данилова-Чалдуна, «Таня» П.П. Хузангая, «Зоя» С.А. Шавлы]. «Дети – фронту», «Забота о семьях фронтовиков», «Помощь детям-сиротам» – девизы писателей в тылу [рассказы «Нина», «Кил-йыш» (Семья) М.Д. Трубиной, «Куçукпа Хураçка» (Кузька и Жучка) Ф.Е. Уяра, «Çĕр сĕткенĕ» (Сок земли), «Шартлама сивĕре» (В трескучий мороз) А.А. Эсхеля, пьеса «Ачамăрсем» (Дети наши) И.С. Максимова-Кошкинского]. В годы войны в развитие Д.л. большой вклад внёс Л.Я. Агаков, для произведений к-рого характерен увлекател. сюжет, построенный на документал. основе. В коротких рассказах «Таня», «Ялав» (Знамя), «Медаль» он увлекательно рассказал о подвигах 11–12-лет. мальчишек и девчонок в тылу врага. Большой интерес у юных читателей вызвала повесть «Партизан Мурат».
В послевоен. годы в литературу, в т. ч. и детскую, пришло новое поколение мастеров слова. Д.л. расширила свои горизонты, это относилось и к тематике, и к жанру. Ярко обозначилась дифференциация литературы по возрасту детей. Для дошкольников и учащихся млад. классов были написаны в основном короткие поэтич. произведения о природе и человеке в ней, стихи игрового плана, короткие сказки и рассказы познавател. характера [«Сăвăсемпе юмахсем» (Стихи и сказки), «Ĕшнери ёлка» (Ёлка на поляне), «Кентти сăвви-юррисем» (Стихи и песни Кентти) Е.А. Афанасьева, «Чакак хăнисем» (Гости сороки) Н.Т. Васянки, «Куçукпа чĕрĕп» (Кузюк и ёжик) Н.Ф. Ильбека, «Эсĕ пысăк ĕнтĕ» (Ты уже большой) А.Д. Калгана]. Описанию школ. жизни, дет. дружбы были посвящены повести «Кĕтне хĕрринче» (На берегу Кубни) К.С. Турхана, поэтич. сборники «Телейлĕ ачасем» (Счастливые ребята) М.Д. Уйпа, «©улталăк» (Год) А.Е. Алги, рассказы М.Д. Трубиной. Прозаики В.С. Алендей в цикле рассказов «Пограничниксем» (Пограничники), «Чикĕре» (На границе) и А.С. Артемьев в рассказе «Пĕчĕк Лийăн пысăк савăнăçĕ» (Большая радость маленькой Лий) воспевали подвиги Совет. Армии, обратились к теме интернационал. дружбы. Тема Отчизны нашла отражение в очерке-повести «Ешĕл хунав» (Молодая поросль) С.В. Эльгера, поэме «Тăван çĕршыв» (Родина), книгах стихов «Вăрман юрлать» (Лес поёт) П.П. Хузангая, «Пирĕн Шупашкар» (Наши Чебоксары) Н.Ф. Евстафьева, сборнике рассказов «Тăрна ташши» (Танец журавля) Г.Д. Харлампьева. Проблемам образования, воспитания подрастающего поколения посвящены произведения П.П. Хузангая [стихотворения «Тезаврус лингве чувашорум», «Бакен», «Вĕрентекене» (Учителю)], С.А. Шавлы [поэма «Халăх учителĕ» (Народный учитель), стихотворения «Шкул çутисем» (Свет в окнах школы), «Павăл пичче» (Дядя Павел)], М.Г. Хури [поэтический сборник «Кĕнеке» (Книга)]. Этот период ознаменовался рождением новых жанров повестей: автобиографич. – «Пăва çулĕ çинче» (На Буинском тракте) А.Ф. Талвира, «Ача чухнехи» (Детство) М.Д. Трубиной, научно-фантастич. – «Улшăннă çанталăк» (Обновлённый климат), «Громов диссертацийĕ» (Диссертация Громова) Г.О. Ефремова, приключен. – «Хĕрлĕ çăлтăр» (Красная звезда) А.С. Артемьева. Интересными, увлекател. сказками порадовали детей П.П. Хузангай [«Итлемен Илтепи» (Непослушная Илтеби), «Çарăк» (Репа), «Кăвакарчăн» (Голубь), «Тĕнчере мĕн вăйлăрах?»(Что сильнее в мире?)], Я.Г. Ухсай [«Юман чукмар» (Дубина), Кĕслеçĕпе упа» (Гусляр и медведь), «Телей юмахĕ» (Сказка счастья)], Г.И. Краснов-Кезенни [«Сарпулат çинчен хунă юрă»(Песнь о Сарбулате)].
В 1950–80-е гг. замет. развитие получили все три рода Д.л.: поэзия, проза и драматургия. Убедител. свидетельством роста явилось рождение новых жанров: мемуар. повести [«Тантăшсем» (Ровесники) Г.Т. Алендея], биографич. очерков [«Яланах çул çинче» (Всегда в пути) Ф.Г. Уяра], новелл [«Татăклă çапăçу» (Решительный бой) С.М. Лашмана], бесед [«Ӳссен эсĕ кам пулан?» (С кого делать жизнь?) В.П. Петрова], стихов-загадок [«Тупсăмĕ мĕнле-ши?» (Угадайте?) Ю.П. Вирьяла]. Научно-фантастич. литература пополнилась повестями Г.О. Ефремова, Г.В. Краснова, приключен. – Л.Я. Агакова, С.С. Аслана, Г.В. Краснова, А.С. Савельева-Cас. Появились биографич. произведения о выдающихся людях Чувашии и чуваш. народа. Это повести «Кушкă ачи» (Мальчик из чувашского села) Тихона Педэркки об И.Я. Яковлеве; «Çăлтăрсем чĕнеççĕ» (Звёзды зовут) М.Н. Юхмы, «Шуршăл ачи» (Мальчик из Шоршел) А.С. Железковой и С. Семёновой об А.Г. Николаеве, циклы рассказов В.Г. Бурнаевского о В.И. Чапаеве. Дальнейшее развитие получила военно-патриотич. тема (Л.Я. Агаков, Г.В. Алендей, И.И. Лисаев, Г.Ф. Орлов), тема Родины и родной природы (Г.Д. Харлампьев, В.А. Эльби, Г.А. Ефимов, Г.Ф. Орлов, Г.В. Луч). В Д.л. зародились новые направления: романтич. [повесть «Илемлĕ ир» (Красивое утро) Г.Д. Харлампьева], детектив. [повесть «Юманлăхра çапла пулнă» (Мальчик из Дубовки) Л.Я. Агакова]. Интенсивно развивали жанр литератур. сказки А.Д. Калган, Г.И. Краснов-Кезенни, Е.А. Афанасьев, А.А. Галкин, П.К. Емельянов, Г.А. Ефимов, Ю.И. Скворцов, И.А. Петрова, А.В. Тимбай, В.Г. Енеш, Г.Ф. Юмарт, Р.В. Сарби, П.Е. Эйзин и др. В 1960–70-е гг. писатели стали смелее вторгаться в гущу жизни, постигать дет. психологию. Создавались произведения для всех возраст. групп детей. Дошкольники тепло восприняли рассказы художественно-познавател. плана Н.Ф. Ильбека [сборники «Кăмпара» (За грибами) и «Калавсем» (Рассказы)], Ю.А. Силэм [«Кăвак сурăх» (Синие овцы)], стихи из сборника «Хĕвел тухсан» (Восход) и сказку «Çунатлă Улăп» (Крылатый Улып) А.А. Галкина, сказку «Вуник асамçă» (Двенадцать волшебников) А.В. Тимбая, стихи «Маттур Санюк» (Молодец Санюк) В.И. Давыдова-Анатри и т.д. Младшим школьникам были адресованы поэма «Аптраман Раман» (Храбрый Ромка) А.А. Галкина, сказка-быль «Илюк ашшĕне шырать» (Илюк ищет отца) А.Д. Калгана, рассказы и сказки Ю.И. Скворцова, стихотворения и сказки Г.Ф. Юмарта и др. Детям сред. школ. возраста посвящены книга рассказов и повестей «Праски аппа» (Тётя Праски) Г.А. Ефимова, повести «Пăшалсăр сунарçă» (Охотник без ружья) Г.В. Луча, «Хупах хăлха Илюк» (Лопоухий Илюк) Е.Н. Лисиной и т.д. В числе лучших произведений для старшеклассников – повести «Вучах» (Очаг) П.В. Афанасьева, «Çутă ĕмĕт» (Светлая мечта) Г.А. Ефимова, «Вĕçет кайăк-кăвакал» (Летят утки) И.И. Лисаева, «Йăл кулсан» (Улыбка) В.А. Эльби, сборники стихов и поэм «Çĕр тĕнĕлĕ» (Ось земли) А.В. Лукина, «Юмансар» (Дубрава) В.П. Тимакова, поэма «Туслăх кăшăлĕ» (Венок дружбы) В.И. Эндипа и т.д. Тему юности, любви, чести и верности поднимали в прозе Ю.И. Скворцов, Н.А. Петровская, в поэзии – А.А. Воробьёв, М.А. Волкова, Ю.П. Вирьял, Н.А. Петровский, Л.В. Мартьянова, В.Г. Кервень, в драматургии – Н.Т. Терентьев, Л.Н. Родионов, Н.И. Сидоров и др.
Следующий период развития Д.л. начался со 2-й пол. 1980-х гг. В это время у читателей появилась возможность ознакомиться с творчеством писателей, ранее не публиковавшихся, а также произведениями Н.В. Никольского, Г.И. Комиссарова, В.Е. Рзая и др., изъятыми в своё время из круга чтения. Получила новую трактовку литератур. продукция, созданная в период совет. эпохи. В Д.л. этот общий процесс вызвал поначалу прилив новых творческих сил. Однако затем наступило затишье, связанное с резким экономич. спадом и непривычными для отечеств. писателей условиями рынка. Вскоре, с нек-рой стабилизацией социально-экономич. и обществен. жизни, вновь ощутилось оживление Д.л. В этот период наблюдалось повышение интереса к жанрам социально-психологич. и философ. прозы (произведения С.Л. Павлова, А.С. Савельева, И.П. Егорова и др.). Мастера слова создавали произведения о знатных людях родного края [роман К.К. Петрова «Сенкер çăлтăр» (Голубая звезда) об А.Г. Николаеве]. Появились повести и рассказы о прошлом чуваш. народа [«Çăкăр чĕлли» (Кусок хлеба) Е.Н. Лисиной], о проблемах отцов и детей [повести «Çула тухнă кун» (День отправления в путь), «Турилкке çинчи чĕре» (Сердце на тарелке) М.П. Сунтала]. Успеш. шаги делались в научно-фантастич., приключен. и детектив. прозе [«Хĕрлĕ кĕтÿçсем» (Красные пастухи) и «Кивĕ шывармань» (Старая водяная мельница) Г.В. Краснова, «Алтăр Çăлтăр шерпечĕ»(Напиток Большой Медведицы) М.П. Сунтала, «Çакă çутă тĕнчере» (В светлом мире этом) В.Г. Енеша, «Пĕррехинче, XXIV ĕмĕрте» (Однажды, в XXIV веке) Н.Н. Максимова, «Кашкăр юрттиллĕ этем кĕрчĕ» (Человеческая стая с волчьей повадкой) А.П. Казанова и др.]. Д.л. обогащалась новыми повестями, посвящёнными темам обучения и воспитания подрастающего поколения [«Хула ачи» (Городской мальчик) и «Шăнкăравлă пĕкĕ» (Дуга с бубенчиком) А.С. Савельева-Сас], взаимоотношений детей с родителями [«Серепе» (Силок) и «Хуçăк турат» (Сломанная ветка) С.Л. Павлова]. Зародилась дет. публицистика (откровенные беседы с детьми В.С. Алендея, Л.В. Таллерова, И.И. Лисаева, В.П. Петрова, Д.В. Гордеева, А.И. Мефодьева). Качествен. изменения произошли в жанре сказки для самых маленьких [«Куянккапа Упашка» (Зайчишка и Медвежонок), «Ăсанпа Тилĕ» (Тетерев и Лиса), «Шуйттан мăйраки» (Улитка) Н.В. Ыдарая, «Çĕр пин чечек çĕршывĕнче» (В стране ста тысяч цветов), «Çавра кÿлĕ хĕрринче» (На берегу круглого озера) Н.П. Ижендея и др.]
На рубеже 1980–90-х гг. интерес у детей вызвали книги В.И. Давыдова-Анатри [«Пулăшатăп аттене» (Помогаю папе)], В.П. Эктеля [«Чи хитри» (Самый красивый)], Н.П. Ижендея [«Чĕвĕлпи» (Щебетунья)], Г.Ф. Юмарта [«Мерекке» (Потеха)], А.А. Ыхры [«Автан тус» (Дружок Петушок)] и др. Млад. школьникам приготовили книжки-подарки Е.Н. Лисина [«Пăркка мучи калавĕсем» (Рассказы дедушки Пркка), «Улăхпи» (Улыхпи)], И.Г. Чермакова [«Мĕншĕнкке» (Почемучка)] и др. Читателей сред. школ. возраста порадовали своими произведениями Н.А. Исмуков [«Кăсăя» (Синица)], О.А. Алексеев [«Чăваш вăрманĕ» (Чувашский лес)], П.В. Афанасьев [«Ярапаллă йăмра» (Ветла с серёжками)] и т.д. Читателей стар. школ. возраста заинтересовали книги В.Г. Енеша [«Чун кăварĕ» (Жар души)], В.В. Синичкина [«Кăвак чаршав» (Синий полог)], Д.В. Гордеева [«Карăк ту釻 (Глухариный ток)], Н.В. Симунова [«Тымар» (Корень)] и т.д. В дет. драматургию вносят вклад М.Н. Юхма [«Хĕвел тĕрри» (Солнечная вышивка), «Итлемен чăх чĕппи» (Непослушный цыплёнок Шип)], Р.В. Сарби [«Çăлтăрлă ĕмĕт» (Звёздная мечта)] и т.д.
Чуваш. Д.л. нач. 21 в. отличается разнообразием жанровой палитры, широтой тематики, возросшей эмоционал. насыщенностью, ярким проявлением творческой индивидуальности писателей. В развитии Д.л. по-прежнему важную роль играют фольклор и традиции чуваш. художествен. культуры. Одновременно она постоянно испытывает влияние рус. литературы.
Автор: А.И. Мефодьев.