КУЛЬТ ПРЕДКОВ – поклонение душам умерших, одна из древнейших форм религиозных верований. Чувашами покойные предки (ваттисем) воспринимались как посредники между богом и человеком, от к-рых, по их традицион. представлениям, зависело обеспечение непрерывности жизни. Особое прижизнен. почитание представителей своего рода или общины после их смерти переходило в своеобраз. обожествление, в веру в то, что от их благосклонности зависит состояние природы, плодородие полей, а также сохранение благополучия живых, продление рода и т.п.: они помогают живым во всём, в то же время сами нуждаются в заботе и благодарствен. молитвах. Формой заботы об умерших и общения с ними являлись поминки, им посвящались молитвы и обрядовые действия согласно календарю. К поминал. дням готовили обрядовые блюда (блины, каши и др.) и напитки (пиво). Обязател. компоненты – банное очищение, обход круга родственников, приглашение умерших предков (знаковым элементом последнего служило зажигание свечи на централ. столбе улчепи, в перед. части избы), обращение с молитвен. речью, ритуал. кормление предков, к-рым сопровождалась поминал. трапеза.
С К.п. был связан целый ряд поминал. обрядов, основной из них юпа – осеннее поминовение. Поминовением усопших сопровождались калăм, вирĕм (у верховых, у низовых – сĕрен), çимĕк, чÿклеме, автан сăри, кĕрхи сăра и нек-рые др.
С культом были связаны представления о возможности наступления конца света Ахăр самана с явлением предков на землю.
Обряды, посвящён. предкам, наиболее целостно сохранялись у некрещёной части народа, в них прослеживаются следы зороастризма.
Автор: Г.Б. Матвеев.
Лит.: Магницкий В. К. Материалы к объяснению старой чувашской веры. Казань, 1881; Месарош Д. Памятники старой чувашской веры. Ч., 2000; Денисов П. В. Религиозные верования чуваш. Ч., 1959; Трофимов А. А. Чувашская народная культовая скульптура. Ч., 1993; Салмин А. К. Чувашская народная обрядность. Ч., 1994.