ПОМИНКИ – обряды, устраиваемые в память умершего. По традицион. верованиям чувашей, представляли собой форму общения с умершим человеком, считалось, что трапеза на П. является «кормлением» души покойника. Дни проведения П. отсчитываются со дня кончины. Некрещёные чуваши справляли виççĕшĕ (П. третьих суток), çиччĕшĕ (седьмых), тăххăрăшĕ (девятых), çирĕмĕшĕ (двадцатых), хĕрĕхĕшĕ (сороковины), çулталăк (годовщина).
П. справляли также еженедельно в четверг вечером до сороковин. Независимо от религиоз. убеждений и представлений для чувашей является обязател. проведение двух П. – третьего и сорокового дня; не устраиваются П. седьмого дня, к-рые бытовали до сер. 20 в., в т.ч. у православ. чувашей; последние также заказывают панихиды на дни П. Большое значение придаётся сороковому дню, когда, по представлениям чувашей, душа покойного переселяется в иной мир. В отдельных местностях в сороковины продолжают включать элементы дохристиан. обрядности: жертвен. «кормление» души усопшего (хывни) вне помещения, ритуал присоединения её к душам предков. В таких случаях для поминал. трапезы на стол ставили обрядовые блюда, на нарах около двери – пустую посуду: в деревян. ведро отливали пиво, в чашу откладывали еду, адресованные душе умершего. После трапезы жертвен. пищу выносили к столбу ворот.
Ритуал. для П. блюдами являются хлеб, сыр (чăкăт), юсман, подавали также суп с курятиной, кашу, жаркое, омлет, яйца, ватрушки, пироги, пиво. От каждого блюда, по языч. традиции, откладывали часть еды для «кормления» усопших. Всем пришедшим «проститься» с умершим дают блины с мёдом. На 40-й день в завершение трапезы присутствующих обносили пивом (см. Аçа курки). Обрядовая пища на П. продолжает носить в основном традицион. характер. У православ. чувашей поминал. блюда по средам и пятницам могут быть постными.
В чуваш. календаре существовал месяц поминовения усопших, когда проводились обряды, связанные с сооружением намогил. столба юпа – памятника из дерева или камня – помимо временного салам калакĕ, к-рый ставили во время похорон. См. также Поминовения ежегодные традиционные, Переходные обрядовые тексты.
Автор: Г.Б. Матвеев.