Место рождения: д. Хорнкасы Моргауш. р-на
СКВОРЦОВ Юрий Илларионович (10.1.1931, д. Хорнкасы Моргауш. р-на – 11.8.1977, Чебоксары) – поэт, прозаик, публицист, критик, переводчик, член Союза писателей СССР (1964). Окончил Чуваш. государствен. педагогич. институт (1956). Работал редактором Чуваш. книж. издательства (1956–65, 1968–77), корреспондентом Комитета по телевидению и радиовещанию при Совете Министров Чуваш. АССР (1965–66), литсотрудником газеты «Ленинец» Чебоксар. р-на, ответствен. секретарём журнала «Тăван Атăл» (1967–68).
Началом творческой деятельности стала публикация первого стихотворения в журнале «Ялав» (1953). Затем последовал ряд лирических произведений, душевность и напевность интонации к-рых привлекли внимание композиторов, песни на стихи С. написали Г.Я. Хирбю [«Эпĕ кĕтни – эсĕ вăл, савни» (Кого я ждал – это ты), «Пурçăн тутăр» (Шёлковый платок) и др.], Ф.М. Лукин [«Эп пĕр каччăна пĕлетĕп» (Я знаю одного паренька)], А.М. Токарев [«Пирĕн яла пырса кĕрсен» (Если приедешь в нашу деревню)] и др.
В повестях и рассказах С. выступил как мастер детального психологич. анализа, знаток древнейших традиций чуваш. национал. мировосприятия. Лирическая одухотворённость поисков поэта, глубокие размышления о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире стали основой его художественно-философ. прозы. Он создал целую галерею на первый взгляд ничем не примечател., но самобыт. и ярких героев. Персонажи его произведений находятся под тяжким бременем трагического военного времени [«Уках хурăнĕ» (Берёза Агафии, 1963)], оказываются в центре противостояния человека и истории в эпоху народ. восстаний [«Сăваплă вут» (Священный огонь, 1982)], стоят перед нелёгким выбором в самом начале жизнен. пути [«Хĕрлĕ мăкăнь» (Красный мак, 1962)]. В ряде рассказов [«Пушмак йĕрĕ» (Следы от башмака, 1966), «Юрăç Ваççа» (Певец Вася, 1966) и др.] писатель проанализировал истоки и формы проявления типов самодовольных обывателей и талантливых самородков.
Герои произведений С. – Угах («Уках хурăнĕ»), Сухви [«Сурăм хĕрĕ» (Девушка с берегов Сормы, 1959)], Саиде [«Сăваплă вут» (Священный огонь] и др. – вместе с повествователем и автором верят в могущество Судьбы. Богатыр. мощь силы характера Угах, Саиде, Сухви призывает Человека на противоборство с Судьбой. В своём творчестве С., несмотря на то, что его герой кажется поверженным, активно настаивает на нравственной равновесности Человека, противостоящего Судьбе, являющейся самостоятел. образом народ. философии. Возник феномен индивидуума, для к-рого страшна не столько смерть, сколько смерть бесчестная.
С. является также автором рассказов для детей, перевёл на чуваш. язык стихи Я. Купалы, С. Есенина, болгар. поэтов, прозаические произведения индийских, серб., венгер., марийских писателей.
Основные издания: «Çурхи салам» (Весенний привет, 1957), «Сурăм хĕрĕ» (Девушка с берегов Сормы, 1959), «Хĕрлĕ мăкăнь» (Красный мак, 1962), «Уках хурăнĕ» (Берёза Агафии, 1963), «Çын ăшши» (Тепло людское, 1969), «Сăваплă вут» (Священный огонь, 1982) и др. Брат А.И. Скворцова.
В Чебоксарах на доме, где он жил в 1968–77 (пр. Мира, 16), установлена мемориальная доска.
Автор: Г.И. Фёдоров.
Лит.: Артемьев Ю.М. Йыхăрсан инçете кĕрен парăс // Артемьев Ю.М. Ирĕк шухăшсем. Ш., 1991; Никифорова В. В. Ю. Скворцов хайлавĕсенчи чăваш наци характерĕн уйрăмлăхĕсем // Тăван Атăл. 2000. №7; Фёдоров Г.И. Чăваш литератури. 1945–1985 çулсем. Ш., 2004.