Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

АКА ПĂТТИ [ага пътт’и] (букв. посевная каша) – обряд по случаю завершения ярового сева. Проводился всей семьёй в поле. Для него пекли хлебцы или лепёшки из пшеничной или пшённой муки, варили кашу, яйца (по одному на каждого члена семьи), заранее припасали одно мелкое яйцо, его называли «семенным», «петушиным» (детям объясняли, что его якобы снёс петух). В поле котёл с кашей и другую еду выставляли на холщовую скатерть. Старший мужчина в полушубке, зажав под мышкой шапку, обратясь на восток, молился богу Турă и духам-покровителям пашни о ниспослании высокого урожая трёх родов хлебов (озимых, яровых зерновых и бобовых), чтобы из одного посеянного зерна уродилось тысяча зёрен, колосья были крупными, стебли толстыми; ложку каши, кусочек хлебца, «семенное» яйцо зарывал в пашне, затем приступали к еде. В 19 в. чуваши, обращён. в православие, обряд проводили в избе, скрытно от священника. На середину выдвигали стол, на него выставляли еду. После молитвы и трапезы кто-л. из стар. членов семьи жертвенное угощение относил в поле и зарывал там. Со временем так стали поступать и некрещёные. У православ. чувашей постепенно А.п. вытеснился молениями, молебном в день Николая Чудотворца (Мир Ликийского) 9(22) мая.

По источникам, в нек-рых селениях А.п. устраивался перед началом сева.

Автор: П.П. Фокин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство