НАРОДНОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО, фольклор – совокупность устных словесных текстов, функционирующих (или функционировавших) в быту этноса и входящих в традиционную духовную культуру народа. В основе Н.п.т. лежит устное слово, специфич. язык традицион. культуры, отличающийся от др. знаковых систем – орнамента, мелоса, хореографии и т.п. Отдельным его жанрам присущ синтез слова и напева, иногда и движений тела и мимики, последние исследуются музыковедами и хореографами.
Составные части чуваш. фольклора – обрядовая и внеобрядовая поэзия, а также народ. проза. Поэзия, сопровождающая обрядовые комплексы, включает в себя две большие группы фольклор. жанров: речевые и песенные (напевно-речевые). К первой группе относятся молитвословия, благопожелания, заговоры, заклинания (ылхан сăмахĕсем), наставления (ÿкĕт сăмахĕсем), различ. речитативы-такмаки, приговоры и др. Вторую большую группу составляют песен. жанры. Эти группы жанров отличаются друг от друга формой изложения, степенью связи с обрядами и функциями в них. Речевые жанры в обряде более самостоятельны, они сами формируют обрядовые действия. В песнях утилитарно-магическая направленность заменяется выражением отношения героя к обрядовым действиям или же изображением душев. состояния человека. Разделение обрядовой поэзии на две жанровые группы произошло постепенно и неравномерно. Вербал. текст обряда чÿклеме – «жертвоприношения богу новым урожаем» – в нач. 20 в. в нек-рых местностях сопровождался напевом, а в других произносился как молитвословия. Один и тот же текст при выражении желания исполнителей пелся, а при выражении просьбы проговаривался. Трансформация обряда способствовала утрате магич. направленности таких текстов, как калăм сăмахĕсем – «слова-восклицания» или «приговоры участников обряда калăм», çăварни сăмахĕсем – «слова-восклицания участников обряда çăварни» и т.д., большинство к-рых впоследствии стали частью детского фольклора. Таким же образом многие песни перешли в разряд необрядовой лирики.
Обрядовая поэзия. Заговоры в традицион. представлениях были средством общения с различ. духами при лечении ран, изгнании злых духов, завораживании и т.д. Постоян. образы в их текстах – старушка или старик и преодолеваемое ими водное пространство. Молитвословия – часть, глав. обр., хозяйствен. обрядов (см. в ст. Календарные обрядовые тексты). Жанр пил несёт в себе функции благословения, напутствия, завещания. По поверьям чувашей, человек, не получивший благословения своих родителей, не сумеет удачно устроить свою жизнь. Новорождённого благословляет старший член рода или повитуха, а новобрачных – родители жениха и невесты. (См. также Магическая поэзия.) Жанр саламалик по своей функции близок речи приговору дружки на свадьбе у русских. Сложился на основе древ. мифологич. эпоса предков чувашей. В текстах можно обнаружить общераспространён. сюжеты генеалогич. преданий, мифов о сотворении мира и т.д. Стихотворно оформлен. тексты этого жанра отличаются от других богатством поэтич. тропов и звуковых повторов, разнообразием образов и персонажей.
К внеобрядовой поэзии относятся песни гостевые (хăна юррисем), застольные (кĕреке юррисем) и др., многие из к-рых не успели полностью отделиться от обрядов и ритуалов, но всё же имеют самостоятел. функционирование. Поэтическая образность их текстов наименьшим образом выражает функции обрядов, стереотип. образы более персонифицированы и индивидуализированы, чем в обрядовой поэзии. В состав необрядовой поэзии входят сиротские песни (тăлăх юррисем), песни представителей отдельных социал. групп (бурлаков, рабочих, заключённых и пр.) и др., а также такой жанр, как пеит (пейĕт). Пеит никогда не входил в число обрядовых жанров, генетически родственен татарским и башкирским баитам, имеет нек-рые общие сюжеты с рус. историч. песней. Затухание традиции исполнения историч. пеитов способствовало возникновению пеитов любов. содержания, близких к рус. балладам. К малым жанрам относятся загадки, пословицы и поговорки, приметы, гадания. Первоначально отгадка загадок была необходимой частью обряда инициации: юноши и девушки проверялись на знание мифологии и мифов, этики и эстетики, обрядового и хозяйствен. быта, на смекалистость, гибкость ума и т.д. Пословицы – кладезь народ. жизнен. практики, в них фиксируются нормы народ. этики, нравствен. и морал. устои общества. Приметы (сăнавсем) сложились в результате многовековых наблюдений земледельца за природой; чуваш. приметы позволяют предсказывать погоду со значител. точностью, в них имеются приметы о приплоде скота, о приумножении богатства.
В состав народной прозы входят такие повествовател. жанры, как легенда, предание, сказка, бывальщина и др. Фольклористы обычно рассматривают легенды вместе с мифами, не определяя чётких границ между ними. Чуваш. термин аваллăх халапĕ объединяет оба жанра. Легенда – древ. жанр чуваш. фольклора, устный рассказ, в основе к-рого лежит фантастич. образ или представление. В чуваш. Н.п.т. различают легенды космогонич., топонимич. и т.д. Миф – устный рассказ, порождён. коллективной фантазией, в к-ром даётся в художественно-образ. форме объяснение различ. явлений природы, культуры, обрядов. Ряд исследователей считает, что миф – не просто жанр словесности, а определён. представление о мире (см. также Мифология чувашская). Предания (халап) бывают топонимич., генеалогич. и т.д. Самые многочислен. – топонимич.: тексты, связан. с той или иной местностью. Наиболее распространён. топонимич. предания – об образовании земляных курганов Улăп тăпри, букв. «земля Улыпа», исполина, богатыря, сопоставимого с рус. Святогором, марийским Конаром. Восходит к общетюрк. герою Алп (Алып); курганы образовались, как гласят предания, от земли, к-рую вытряхивал Улăп из своих лаптей. Предания генеалогич. (йыш халапĕ) встречаются обычно совместно с топонимич. преданиями. В чуваш. Н.п.т. широко распространена фабула, восходящая к преданиям гуннов о предках-тотемах, указавших путь к новым землям: братья следуют за быком (коровой) и на месте его (её) остановок основывают деревни (общинные селения). Бывальщина представляет собой короткий устный рассказ о невероят. происшествии с рассказчиком или др. персонажем.
Традиционная устная словесность соткана из народ. художествен. образов, народ. этики и философии, народ. педагогики и т.п. В условиях многовекового отсутствия у чувашей письмен. культуры фольклор. тексты являются основным материалом изучения народ. мировидения, этики, философии и педагогики.
Поэтическая система вербал. текстов чуваш. обрядов сложилась в результате их многовекового развития. Возникнув как форма экспрессив. речи в экстремал. ситуациях в жизни человека на ранних этапах его истории, со временем она стала выполнять чисто художествен. функцию.
Своеобразие чуваш. Н.п.т. определяется особенностями быта самого этноса. Исторически сложилось так, что основную часть чуваш. народа составляли крестьяне-земледельцы, зависимые от природы и её капризов больше, чем другие социал. группы общества. Поэтому основная словотворческая энергия чувашей направлена на успех крестьян. труда, на соблюдение социально-этич., общественно-родовых и народно-педагогич. норм определённых образом жизни. В наиболее древ. жанрах слово имело оберегательно-предохранител. функцию, к-рое произносилось в периоды, наиболее опасные для жизни членов общества. В этом плане особый интерес представляют такие жанры, как языческие заговоры и молитвословия, благопожелания и др. изобразительно-выразител. тексты чуваш. фольклора.
В чуваш. устной словесности имеются все три историч. типа художествен. сознания, к-рые пережила мировая литература (архаический, традиционалистский и исторический). Мифопоэтическое сознание определило поэтику почти всех жанров устного поэтич. творчества. Благодаря архаич. типу художествен. сознания сложились сюжеты и композиции сказок и преданий, метрика, композицион. блоки и различ. виды повторов заговоров, молитвословий, песен и др. жанров устной поэзии. Традиционалист. тип художествен. сознания определил основу жанрово-стилевой системы фольклора. В эпоху господства такого типа художествен. сознания (оно преобладало в развитом и позднем средневековье) утвердились стилевые нормы каждого жанра. Исполнители (они же сочинители) соблюдали чистоту стиля жанра, канонизировали его. Историч. тип художествен. сознания возник в чуваш. словесности в позднем средневековье и постепенно трансформировал многие её жанры. Таким образом возникли историч. предания, бытовые сказки, ряд песен.
Художествен. литература теснейшим образом связана с устным поэтич. творчеством народа. Фактически все жанры чуваш. литературы вызревали в недрах фольклор. жанрово-иерархич. целостности. Истоками письмен. поэзии на начал. её этапе были песни из молодёж. репертуара (песни Хведи и Ягура). В дальнейшем литератур. поэзия обретала черты жанров сказки и предания (поэма М.Ф. Фёдорова «Арçури»), а в 1890-е гг. – гостевых песен (стихи братьев Я. Турхана и Х. Турхана). В нач. 20 в. в чуваш. словесности широкое распространение получил мотив трагической любви, к-рый ярко выражен как в текстах фольклор. жанра пеит, так и в автор. произведениях Я. Турхана, К.В. Иванова, М.Д. Трубиной и др. Функцию художествен. литературы выполняли и продолжают выполнять и опубликован. тексты фольклора. Будучи оторванными от непосредствен. исполнителей, они обретают новые качества и активно влияют на современ. национально-художествен. сознание, что придаёт особое своеобразие также и литературе.
Автор: В.Г. Родионов.
Лит.: Ашмарин Н.И. Чувашская на-родная словесность. Ч., 2003; Родионов В.Г. Чувашский стих: Проблемы становления и развития. Ч., 1992; Родионов В.Г., Ендеров В.А. Чăваш халăх сăмахлăхĕ. Ш., 2004; Чуваши: Современные этнокультурные процессы. М., 1988.