АКАПУÇ [агабус’], сапан, сабан – деревянный плуг, идентичен татарскому, мордовскому, удмуртскому сабану, марийск. савану. Изобретён в зоне контактов земледельческих племён Сред. Поволжья с восточ. славянами не позднее 11–12 вв., у последних не получил распространения. Генетически восходит к ралу с полозом и металлическим сошником; самые ранние находки наральников в Сред. Поволжье относятся к 6 в. А. сложился по принципу удвоения рала – в орудие с одним железным рабочим наконечником и двумя рукоятями были сведены два рала. В Волжской Болгарии применялся в степной и лесостепной зонах. Состоит из двух десятков деталей. Основ. являются станина (грядиль) с полозом, на него надевался двупёрый сошник. Передний конец грядили прикреплялся к оси двуколой тележки. С последней через качающийся валик соединены коренные оглобли. При пахоте резец, установленный на грядили, разрезает почву на глубину до 5–6 см, сошник поднимает пласт толщиной 15–20 см, односторонний отвал переворачивает его и выемчатым задним краем приглаживает, отодвигая верхний слой почвы от борозды. Применение А. требовало кооперации нескольких крестьян. хозяйств. Впрягали от 4 до 8 лошадей, обслуживали три человека: пахарь, погоняльщик лошадей, чистильщик отвала от налипающей земли (при летней пахоте могли обходиться без него). Летом одну десятину вспахивали за 3,5 световых дня, весной обрабатывалась меньшая площадь. А. был незаменим при поднятии нови; им проводили как зяблевание, так и весеннюю вспашку. Из-за трудоёмкости к кон. 19 в. выходит из употребления; чуваш. крестьяне полностью переходят на соху, косулю и др. более лёгкие орудия. Единичные случаи применения А. при подъёме нови в нач. 20 в. встречались в Самар. Заволжье. Имелся облегчённый вариант с однопёрым сошником çур акапуç (полплуга), состоявшим из немногим более десяти деталей – предшественник косули.
По представлениям чувашей, А., особенно его металлич. рабочие части (резец, сошник), обладают магической силой. Считалось, что злые божества и духи избегают вспаханных полей; болезни, насылаемые ими, не смогут перейти борозду при проведении обряда опахивания деревни. Резец в качестве оберега клали в колыбель.
Полного комплекта А. не сохранилось.
Автор: П.П. Фокин.
Лит.: Фокин П.П. Традиционная культура чувашей//Культура традиционного хозяйства. Ч., 1995.