Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КОНЦЕРТ [итал. concerto, букв. согласие, от лат. concerto – состязание (голосов)] – 1) публичное исполнение музыки по заранее объявленной программе различными составами исполнителей в специально оборудованном помещении. Первые К. с участием чуваш. исполнителей имели любител. характер и состоялись в Симбирске в 1909 (хоровой К.) и 1913 (симфонич. К.). После 1917 повсеместно в Чебоксарах и район. центрах проводилась такая массовая форма, как К.-митинг. С 1920-х гг. в К. начали участвовать профессионал. исполнители. С 1926 по 1930 ежегодно организовывались этнографические концерты. Образование в 1930-х гг. ряда исполнител. коллективов (см. Музыкальное исполнительство) и Чувашской государственной филармонии привело к широкому распространению профессионал. и любител. концертной деятельности. В Чебоксарах первые К. проводились в Народном доме. С открытием Чуваш. драматич. театра (1921) нередко использовался его зал. После 1920-х гг. К. проводились обычно в здании Музыкал. школы. В 1930-е гг. концерт. площадкой стало также фойе кинотеатра «Родина», где небольшие К. с участием солистов и оркестра устраивались перед началом киносеансов. Первые К. филармонии состоялись в 1937 в зале Клуба строителей.

В 1959 для филармонии возведено специал. здание с концерт. залом на 325 мест (впоследствии передано Государствен. рус. драматич. театру). В качестве концерт. площадок используются также залы музыкал. учеб. заведений (Чебоксар. музыкал. училища, Чуваш. государствен. педагогич. университета, Чуваш. государствен. института куль­туры и искусств) и дворцов культуры (Чебоксар. агрегатного завода, «Салют», им. Я.Г. Ухсая). В 2006 переоборудована под концерт. зал «Олимп» сцена Дворца культуры им. П.П. Хузангая;

2) музыкал. композиция, основан. на контрасте звучания полного исполнител. состава и отдельных групп или соло, либо различ. групп инструментов и вокально-инструментал. составов, соперничающих между собой в блеске и виртуозности. В чуваш. музыке развитие жанра К. связано с наличием соответствующих исполнителей и уровнем подготовки композиторов. Его освоение начинается в 1950-е гг. Значител. роль в становлении К. сыграл А.В. Асламас, первым в 1950-е гг. написавший «Чувашскую рапсодию» и 3 концерта для фортепи­ано с оркестром. Впоследствии К. соз­давались для фортепиано с оркестром (А.Г. Васильев, Л.А. Новосёлова, А.М. Тока­рев); для скрипки (М.А. Алексеев, Л.А. Новосёлова, В.А. Ходяшев); для виолончели (А.М. Токарев, В.А. Ходяшев). Искусство А.С. Любимова стимулировало появление ряда К. для гобоя с оркестром М.А. Алексеева, А.В. Асламаса, А.Г. Васильева, Г.Я. Хирбю. Также написаны К. для кларнета (А.М. Токарев), трубы (А.В. Асламас, А.М. Токарев, Т.И. Фандеев), альта (Т. И. Фандеев), баяна (Т. И. Фандеев), для голоса с оркестром (Л.В. Чекушкина), для оркестра («Чувашское каприччио» М.А. Алексеева). Встречаются жанровые трансформации К.: Концерт-рапсодия для симфонич. оркестра и фортепиано А.Г. Васильева, Чуваш. концерт-симфония для гобоя с оркестром и Концерт-соната для скрипки и вио­лончели соло М.А. Алексеева. Разновидность К. – концертино – написали А.Г. Васильев (для гобоя с камер. оркестром) и Л.А. Новосёлова (для голоса, флейты и фортепиано).

Автор: Л.И. Бушуева.
Иллюстрации
Афиша одного из первых концертов Чувашской государственной филармонии. 1937.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство