МНОГОСЛОГОВАЯ ФОРМА – одна из наиболее распространённых в чувашском фольклоре песенных форм, характерная для диалекта музыкального низового (анатри); отсюда возникло специальное название многосложник «анатри», составляющее терминологич. пару названию не менее распространён. музыкально-поэтич. форме такмак. М.ф. встречается почти во всех традицион. жанрах чуваш. народ. песни, кроме хороводных и плясовых.
С точки зрения стиховедения М.ф. может быть описана как музыкально интонируемый асимметрично цезурованный силлабический стих. Его отличает, во-первых, строго выдерживаемое число слогов – от 9 до 11 (причём в первой строке строфы всегда 10–11 слогов, в остальных – 9–11). Например:
11 (7+4) Çакă манăн | юррăма || в[ĕ]ренсе юлăр
11 (7+4) Эпĕр аса | килсен те, || най, юрлама,
11 (7+4) Эпĕр аса | килсен те, || най, юрлама.
10 (6+4) Ăçта кăна | пырсан – || пĕр те уйăх,
9 (6+3) Ху çуралнă | çĕршыв – || çав лайăх,
9 (6+3) Ху çуралнă | çĕршыв – || çав лайăх!
Перевод:
Эту мою песню разучите, / Когда нас вспомните, да, най, чтоб петь. // Куда ни пойдёшь – везде одна луна, / Но свой родной край – лишь он хорош!
Во-вторых, в М.ф. после 6-го или 7-го слога всегда располагается постоян. цезура, рассекающая стих на два полустиха в соотношении 7(6)+4(3) слога; кроме того, в большом полустихе после 4-го слога имеется типичная для большинства песен (но не обязател.) внутрен. цезура (отмечена в приведён. строфах). В-третьих, словес. ударение в М.ф. имеет постоянное место по отношению к цезуре любого вида (межстиховая, постоян., внутрен.), поскольку в языковом диалекте низовых чувашей ударение в слове падает на последний слог.
Музыкально-ритмич. структура М.ф. подчиняется закономерностям квантитативной ритмики. При этом слоговая структура вписывается в пятиячейковую («пятистопную») музыкально-поэтич. строку со схемой ххх/хх (см. Ритмика чувашских народных песен), в к-рой обычные ячейки всегда состоят из двух элементов (музыкально интонируемых слогов или силлабохроносов), предцезурные ячейки – из двух или трёх (третья), из одного (пятая, кадансирующая).
Собственно музыкал. структура строк М.ф. может следовать за слоговой схемой, предоставляя каждому слогу (кроме кадансирующих) равное время звучания (пример 1), либо ритмически маркируя характерную асимметричность расположения основных цезур (пример 2). При полном сохранении слоговых норм музыкал. структура может выявлять и собствен. закономерности, образуя построения, иногда укладывающиеся в единый размер такта (пример 3), либо, чаще, разнообраз. нетактовые ритмические рисунки.
Отличител. особенностью музыкал. структуры М.ф. является также стабильность строфических форм, складывающихся из двух различ. строк А+В, с характерным повторением второй строки: наиболее типична композиция ABB1, встречаются ABB1B2, ABB1B2B3. Стиховая строфа более свободна по структуре, в частности, повтор строки иногда заменяется рефреном-припевом (как в примерах 1 и 2). Части поэтического параллелизма обычно излагаются в 2 строфах.
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Кондратьев М.Г. Многослоговой стих низовых чувашей в его взаимодействии с музыкальной формой // О чувашском искусстве / Труды ЧНИИ. Вып. 75. Ч., 1977; Он же. О ритмической системе чувашской народной песни // Чувашское народное творчество. Ч., 1985.