ДИРИЖИРОВАНИЕ (от франц. diriger – управлять) – вид музыкально-исполнител. искусства, управление коллективом музыкантов (оркестром, хором, оперной или балетной труппой) посредством жестов (преимущественно движений рук, часто с помощью палочки) в процессе разучивания и публич. исполнения музыкал. произведения. Истоки искусства Д. восходят к Древ. Египту и Греции. В исполнител. практике православ. церкви дирижёр хора назывался также регентом. В 17–18 вв. в качестве дирижёра выступал исполнитель на клавиш. инструментах или скрипач. С нач. 19 в. стала применяться дирижёр. палочка. Современ. вид Д. сформировался во 2-й пол. 19 в. под непосредствен. влиянием композитора Р. Вагнера. Для достижения более тесного контакта с оркестром он отказался от Д. стоя лицом к публике и повернулся лицом к оркестру. Он же осуществил разделение функций правой и левой рук. Первые дирижёры Чувашии были хормейстерами, регентами. В их числе преподаватели Казан. инородческой семинарии Н.А. Александров, Симбир. чуваш. учител. школы Р.Н. Идобаев, И.М. Дмитриев, а также С.Ф. Иванов (с 1898), Т.Д. Алексеев, Ф.П. Павлов, С.М. Максимов, В.П. Воробьёв (в основном с 1910-х гг.). В Симбир. чуваш. учител. школе С.М. Максимов руководил оркестрами симфонич., духовым, струн. Искусство хорового Д. было широко востребовано. С 1920 Ф.П. Павлов был дирижёром Чувашского национального хора. В 1924 В.П. Воробьёвым создаётся Чуваш. государствен. хор (с 1939 – Ансамбль песни и пляски. См. Чувашский государственный академический ансамбль песни и танца). С этим коллективом связана деятельность многих дирижёров. Среди них Ф.П. Павлов, А.И. Могулевский, А.М. Ростиславин, С.А. Казачков, А.Г. Орлов-Шузьм, Ф.М. Лукин, Г.С. Лебедев, Б.А. Резников; с 1976 глав. дирижёр ансамбля – Ю.В. Васильев. В 1943 организован Вокальный ансамбль Чувашского радиокомитета, с к-рым работали дирижёры В.П. Воробьёв, Г.Я. Хирбю. С 1967 существует Чуваш. государствен. хоровая капелла (дирижёры – А.Г. Орлов-Шузьм, П.Г. Фёдоров, М.Н. Яклашкин). Дирижёры Муниципальной певческой капеллы «Классика» – В.Н. Желобанов, В.С. Михайлов, А.Н. Васильева. Др. формы Д. связаны с оркестрами. Руководителем первого духового оркестра Чувашии был И.Г. Кузьмин (с 1919). В 1930 в Чебоксары приезжает военный дирижёр С.И. Габер, он возглавил духовой оркестр, а с 1932 – Чувашский государственный симфонический оркестр. В послевоен. годы духовыми оркестрами руководили П.К. Алёшин, В.А. Важоров, позднее К.Г. Мосолков, В.Н. Семёнов. Дирижёры Духового оркестра воин. части Чебоксар (с 1970-х гг.) – С.Л. Бородулин, Муниципал. концерт. духового оркестра (с 1996) – А.М. Бударин, А.Л. Зинаков. Симфонич. оркестр после С.И. Габера возглавляли Г.И. Благодатов, И.М. Альтерман, В.А. Ходяшев. В 1959, когда оркестр влился в коллектив Чуваш. государствен. музыкал. театра, востребованным оказалось театральное Д. В разное время дирижёрами Чувашского государственного театра оперы и балета были Л.И. Волынский, Л.К. Святославский, П.Ф. Филиппов, В.Л. Павлов, В.А. Важоров, Г.С. Максимов, Ш.К. Мегрелишвили, В.Е. Соболев, М.Н. Адамович, С.Ю. Вантеев и др. Для участия в фестивалях (см. Оперный фестиваль им. М.Д. Михайлова, Балетный фестиваль) приглашались дирижёры из разных городов России и зарубежья. Создание в 1989 Камерного оркестра Чувашии обусловило появление дирижёров в сфере камер. исполнительства. Дирижёрами этого коллектива были В.А. Важоров, Г.З. Степанов, С.Ю. Кондрашёв и др. В учеб. заведениях Чувашии обучаются дирижёры хора и духового оркестра. Оперно-симфонич. дирижёры получают специал. образование вне Чувашии. С 1990-х гг. вновь востребован. оказалась профессия регента, поскольку создаётся много церков. хоров.
Автор: Л.И. Бушуева.