КОСТЮМ НАРОДНЫЙ – один из элементов традиционной культуры народа, включающий в себя одежду, обувь, головные уборы, украшения и др. предметы, развивающийся в соответствии с изменениями социально-экономических и культурных условий в обществе, этических и эстетических воззрений народа. В К.н. отражаются не только образ и стиль жизни, художествен. вкусы этноса, но и мировоззрение его представителей, взгляды на мироздание, нравствен. устои, особенности взаимоотношения с природой в различ. эпохи его историч. прошлого.
К. н. чувашский представлен тремя основными видами, относящимися к трём этнографич. группам: вирьял (тури) – верховым чувашам, анатри – низовым чувашам, анат енчи – средненизовым чувашам. Различается по принадлежности элементов полу, формам ношения, функционал. предназначению (празднич., буднич. и т.п.), а также по пошиву, орнаментал. украшению и цветовому сочетанию.
В ансамбль чуваш. жен. К. н. входят: рубаха (кĕпе) с вышитыми нагруд. медальонами кĕскĕ, штаны (йĕм), кафтан (шупăр), передник (чĕрçитти), пояс (пиçиххи), платки, сапоги, онучи (тăла) – белые у низовых и средненизовых, чёрные у верховых, голов. уборы хушпу с закрытым конусообраз. или открытым верхом, сурпан и сурпан тутри (полотенцеобраз. повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (голов. повязка), масмак (налоб. повязка), тевет (перевязь), сăрка (подвеска), алка (серьги), шăрçа, мăя (шейные украшения), ама, шÿлкеме (нагруд. украшения), кольцо (çĕрĕ), сулă (браслет), яркăч (набедренники), сарă (пояс. наряд), йĕс хÿре (нахвостник), çÿç туни тенки (накосник), енчĕк (пояс, кошелёчек для зеркала и монет), тĕкĕр (поясное зеркальце) и др.
Одеяние девушки составляли рубаха без кĕскĕ с односторон. или двусторон. вышитым узором сунтăх, платок, яркăч, пиçиххи, голов. убор тухъя (у низовых чувашей с шишечкой, у верховых – большей частью без этой детали), мăй çыххи (повязка, часть тухьи), тевет, сăрка, шăрçа, çуха (шейные украшения), çĕрĕ, сулă, шÿлкеме, тĕкĕр и др. Отличител. элементом костюма невесты служило покрывало свадебное (пĕркенчĕк). К. н. девочек был близок одеянию девушек, но без украшений и вышивки.
Мужчины носили рубаху (кĕпе), штаны (йĕм), сапоги, валенки, шляпу, шапку, жених – çулăк, кĕрÿ тутри (наспин. наряд), в руке держал саламат. Мальчиков одевали так же, как взрослых мужчин, но без принадлежностей ритуал. характера.
Во время жертвоприношений или свадьбы руководители церемоний были в вышитом халате шупăр.
К. н. верховых чувашей близок к К.н. горных марийцев; костюмы низовых и средненизовых сходны друг с другом. Все три вида чуваш. К.н. имеют древнее происхождение, параллели прослеживаются в культуре многих народов Евразии, похожие элементы встречаются в жен. статуэтках древ. земледельцев юж. областей Сред. Азии (4–3 тыс. до н.э.), обнаружены в коропластике Согда эпохи Ахеменидов и первых эллинистич. государств (2-я пол. 1 тыс. до н.э.), в частности в терракоте Согда, Маргианы, Бактрии-Тохаристана Кушан. эпохи (индопарфян. искусство, 2 в. до н.э. – 4 в. н.э.). Принципы орнаментирования и ношения чуваш. К.н. прослеживаются в скульптуре малой формы суваро-болгар Волжской Болгарии раннего периода.
В основе древ. структуры К. н. лежат космологич. представления о модели мира с небосводом, светилами, земным и потусторон. мирами, к-рые с развитием воззрений, с изменением миропонимания и социал. жизни постепенно стёрлись.
В современ. условиях традиции и эстетич. нормы К. н. чуваш. находят своё развитие в профессионал., самодеятел. и народ. искусстве, прежде всего в сценич. творчестве и выставоч. деятельности.
Автор: А.А. Трофимов.
Лит.: Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья (Материалы к этногенезу). Ч., 1960; Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразительное искусство. Ч., 1960; Трофимов А.А. Антропоморфизация модели мира и народный женский костюм чувашей // Труды НИИ ЯЛИЭ. Ч., 1979. Вып. 90.; Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П. Чувашский костюм от древности до современности. М.–Ч., Оренбург, 2002.