Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

КОСТЮМ НАРОДНЫЙ один из элементов традиционной культуры народа, включающий в себя одежду, обувь, головные уборы, украшения и др. предметы, развивающийся в соответствии с изменениями социально-экономических и культурных условий в обществе, этических и эстетических воззрений народа. В К.н. отражаются не только образ и стиль жизни, художествен. вкусы этноса, но и мировоззрение его представителей, взгляды на мироздание, нравствен. устои, особенности взаимоотношения с природой в различ. эпохи его историч. прошлого.

К. н. чувашский представлен тремя основными видами, относящимися к трём этнографич. группам: вирьял (тури) – верховым чувашам, анатри – низовым чувашам, анат енчи – средненизовым чувашам. Различается по принадлежности элементов полу, формам ношения, функционал. предназначению (празднич., буднич. и т.п.), а также по пошиву, орнаментал. укра­шению и цветово­му сочетанию.

В ансамбль чуваш. жен. К. н. входят: рубаха (кĕпе) с вышитыми нагруд. медальонами кĕскĕ, штаны (йĕм), кафтан (шупăр), передник (чĕрçитти), пояс (пиçиххи), платки, сапоги, онучи (тăла) – белые у низовых и средненизовых, чёрные у верховых, голов. уборы хушпу с закрытым конусообраз. или открытым верхом, сурпан и сурпан тутри (полотенцеобраз. повязки), чалма (повязка поверх сурпана), тастар (голов. повязка), масмак (налоб. повязка), тевет (перевязь), сăрка (подвеска), алка (серьги), шăрçа, мăя (шейные  украшения), ама, шÿлкеме (нагруд. ук­рашения), кольцо (çĕрĕ), сулă (браслет), яркăч (набедренники), сарă (пояс. наряд), йĕс хÿре (нахвостник), çÿç туни тенки (накосник), енчĕк (пояс, кошелёчек для зеркала и монет), тĕкĕр (поясное зеркальце) и др.

Одеяние девушки составляли рубаха без кĕскĕ с односторон. или двусторон. вышитым узором сунтăх, платок, яркăч, пиçиххи, голов. убор тухъя (у низовых чувашей с шишечкой, у верховых – большей частью без этой детали), мăй çыххи (повязка, часть тухьи), тевет, сăрка, шăрçа, çуха (шейные украшения), çĕрĕ, сулă, шÿлкеме, тĕкĕр и др. Отличител. элементом костюма невесты служило покрывало свадебное (пĕркен­чĕк). К. н. девочек был близок одеянию девушек, но без украшений и вышивки.

Мужчины носили рубаху (кĕпе), штаны (йĕм), сапоги, валенки, шляпу, шапку, жених – çулăк, кĕрÿ тутри (наспин. наряд), в руке держал саламат. Мальчиков одевали так же, как взрослых мужчин, но без принадлежностей ритуал. характера.

Во время жертвоприношений или свадьбы руководители церемоний были в вышитом халате шупăр.

К. н. верховых чувашей близок к К.н. горных марийцев; костюмы низовых и средненизовых сходны друг с другом. Все три вида чуваш. К.н. имеют древнее происхождение, параллели прослеживаются в культуре многих народов Евразии, похожие элементы встре­чаются в жен. статуэтках древ. земледельцев юж. областей Сред. Азии (4–3 тыс. до н.э.), обнаружены в коропластике Согда эпохи Ахеменидов и первых эллинистич. государств (2-я пол. 1 тыс. до н.э.), в частности в терракоте Согда, Маргианы, Бактрии-Тохаристана Кушан. эпохи (индопарфян. искусство, 2 в. до н.э. – 4 в. н.э.). Принципы орнаментирования и ношения чуваш. К.н. прослеживаются в скульптуре малой формы суваро-болгар Волжской Болгарии раннего периода.

В основе древ. структуры К. н. лежат космологич. представления о модели мира с небосводом, светилами, земным и потусторон. мирами, к-рые с развитием воззрений, с изменением миропонимания и социал.  жизни постепенно стёрлись.

В современ. условиях традиции и эстетич. нор­мы К. н. чуваш. находят своё развитие в профессионал., самодеятел. и народ. искусстве, прежде всего в сценич. творчестве и выставоч. деятельности.

Автор: А.А. Трофимов.
Лит.: Гаген-Торн Н.И. Женская одежда народов Поволжья (Материалы к этно­генезу). Ч., 1960; Никитин Г.А., Крюкова Т.А. Чувашское народное изобразитель­ное искусство. Ч., 1960; Трофимов А.А. Антропоморфизация модели мира и на­родный женский костюм чувашей // Труды НИИ ЯЛИЭ. Ч., 1979. Вып. 90.; Николаев В.В., Иванов-Орков Г.Н., Иванов В.П. Чу­ваш­ский костюм от древности до современности. М.–Ч., Оренбург, 2002.
Иллюстрации
Антропоморфизация модели мира в женском костюме. Реконструкция А.А. Трофимова. 1 - поверхность Земли; 2-4 - сферы верхнего мира; 5-7 - сферы нижнего мира; 8 - слои неба.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство