ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КОНЦЕРТЫ – цикл музыкальных мероприятий, прошедших в Чебоксарах во 2-й пол. 1920-х гг. Прототипом послужили Э.к., организовывавшиеся Н.С. Кленовским в Москве с 1893. Проводились по инициативе С.М. Максимова под эгидой Общества изучения местного края силами Чуваш. государствен. хора, его солистов и преподавателей музыкал. школы, музыкально-театрал. техникума, Государствен. духового оркестра. Первый Э.к. состоялся 17 января 1926. Перед его началом С.М. Максимов прочитал доклад «Чувашская народная музыка, её достижения и перспективы её дальнейшего развития», он же вёл концерт. Э.к. организовывались ежегодно: 2-й – 10 марта 1927 (программа частично повторена 17 марта 1927 в Москве в Государствен. академии художествен. наук), 3-й – 25 марта 1928, 4-й – 17 марта 1929, 5-й – 6 апреля 1930. В них звучали обработки народ. песен и оригинал. сочинения мест. композиторов для хора и солистов.
Для участия в Э.к. приглашались профессионал. вокалисты И.В. Васильев, А.И. Токсина, А.Г. Казакова и др., народ. музыканты-инструменталисты и певцы (в частности, в 4-м Э.к. впервые перед публикой выступил Г.Ф. Фёдоров). В рамках Э.к. состоялись премьеры многих хоровых произведений (в частности, «Вĕç-вĕç, куккук», «Ака-суха юрри»), впоследствии вошедших в золотой фонд национал. художествен. культуры. Исполнялись инструментал. произведения, впервые прозвучали «Чувашский марш» С.М. Максимова в четырёхручном переложении для фортепиано, 2 обработки чуваш. народ. песен С.Л. Толстого для струн. квартета и др. В программы включалась национал. музыка и др. народов – росс. и зарубежных. Традиция проведения Э.к. прервалась в связи с прекращением деятельности Общества изучения местного края и отъездом С.М. Максимова в Москву. В дальнейшем основное внимание уделялось проведению Олимпиады искусств.
Автор: М.Г. Кондратьев.