ЛАД – звуковысотное соподчинение тонов определённой звуковой системы (звукоряда), позволяющее слуху воспринимать те или иные сопряжения музыкальных звуков дифференцированно – в конечном счёте как интонационно осмысленные и способные нести эстетическую информацию. Одна из важнейших и теоретически разработанных аналитических категорий музыковедения. Теория Л. входит в основы учений о тональности, гармонии, полифонии, а также – мелодике и музыкальной композиции.
Л. образуют ладовые системы, классифицируемые: 1) по историко-культур. свойствам, т. е. принадлежности к тем или иным цивилизациям или эпохам (монодические, тонально-гармонические, созданные композиторами 19–20 вв. искусственные Л.; также Л. «дозвукорядного-доладового» типа в раннефольклорном интонировании и «внеладовые» – при проявлениях атональности или сонорики в музыке композиторов постромантического периода); 2) по звуковому составу, т. е. теоретически: экмелические, диатонические (в т. ч. олиготонные, пентатонные, гептатонные), хроматические, микрохроматические.
В чуваш. народ. музыке господствуют монодические Л. диатонической структуры, преимущественно это пентатоника (с её разновидностями) и гептатоника (в т. ч. дорийский, ионийский, миксолидийский, эолийский лады). Встречаются также образцы олиготоники, элементы микрохроматики, экмелики, т. е. внезвукорядного интонирования (см. Южночувашский лад). Эти же Л. вошли в интонацион. фундамент национал. композиторского искусства. Исходно сформирован. в модальной и монодической системах, здесь они претерпели трансформацию, оказавшись подчинёнными закономерностям тонально-гармонической ладовой системы, а в кон. 20 в. – и в сфере атональности. Профессионал. музыканты в своём творчестве не ограничивались традицион. фольклорными Л. Стремясь достичь определённых художествен. эффектов, композиторы использовали практически любые ладовые средства современ. музыки. Кроме разновидностей диатоники, это хроматика и нек-рые искусствен. Л., к-рые используются как выразител. средство для создания особо экспрессивных, экзотических или антигуманистических образов.
Автор: М.Г. Кондратьев.
Лит.: Кондратьев М.Г. Чăваш халăх юрри: Кĕвĕ-çемĕ уйрăмлăхĕсем // Халăх эткерĕ. Ш., 1996; Он же. Пентатонность как важнейшая характеристика чувашской музыкальной системы // Известия НАНИ Чуваш. Респ. 1996. №5.