КРИТИКА ЛИТЕРАТУРНАЯ – вид литературного творчества; истолкование и оценка художественного произведения, связывающие словесное искусство с явлениями действительности.
Первые критич. выступления в чуваш. литературе, связанные с издательско-перевод. деятельностью просветителей (И.Я. Яковлев, Д.Ф. Филимонов), исследованиями чуваш. культуры (Н.В. Никольский, Н.И. Ашмарин), творчеством писателей (И.Н. Юркин, Г.И. Комиссаров и др.), восходят к рубежу 19–20 вв. В коротких рецензиях, статьях, выполняющих общекультур. функции, появлялись зачатки жанровой системы К.л. На раннем этапе она вбирала в себя задачи нормализации литературного чуваш. языка и разъяснения литературных понятий.
В 1920–30-е гг. появились критич. обзоры, литератур. портреты, свободные от признаков этнографич. анализа и вопросов развития литератур. языка. К.л. развивалась совместно с изучением вопросов теории литературы, для этого периода характерны вульгарно-социологич. перегибы, допущенные рядом критиков. Преувеличивалось значение принципов классовости и партийности. В ранг универсал. критерия возводился принцип партийности литературы.
В сер. 1930-х гг. единственно возможным и верным методом признан социалистический реализм, господство к-рого приостановило развитие направлений, изучающих особенности стиля и поэтики художествен. сочинений, их форм. В чуваш. К.л. одобрялись изображение в художествен. произведениях однобоких внешних конфликтов, наделение словес. культуры публицистич. пафосом; общекультурные функции творческой деятельности подменялись функциями идеологическими (статьи С.В. Ялавина, М.Ф. Фёдорова).
Путь послевоен. развития К.л. более плодотворен. Со 2-й пол. 1950-х гг. углубленнее разрабатывались теоретич. вопросы, расширялся диапазон исследований. Продуктивными были положения, высказанные Е.В. Владимировым, В.Я. Канюковым, Г.Я. Хлебниковым, Н.С. Павловым. М.Я. Сироткин (наиболее значител. произведение – «Очерк истории чувашской советской литературы», 1958) сочетал задачи К.л. с изучением проблем истории литературы. С литературовед. приёмами совмещена критика в работах Н.С. Павлова («Проблема конфликта в чувашской драматургии», 1966) и Г.Я. Хлебникова («Чувашский роман», 1966). В 1960–90-е гг. К.л. обогатилась большими исследованиями, посвящёнными отдельным темам: критич. обзор литературы о войне (Н.С. Дедушкин); о жанрах поэмы (В.Н. Абашев) и рассказа (В.П. Станьял); о литературных взаимосвязях (Е.В. Владимиров).
В 1970–90-е гг. в чуваш. К.л. появились новые имена – В.С. Эзенкин, А.В. Васильев, В.С. Чекушкин, В.П. Егоров, Ю.М. Артемьев, В.Г. Родионов, Г.И. Фёдоров, С.А. Александров и др. Ю.М. Артемьев издал книги с критич. обзором литератур. процесса Чувашии в 20 в. Цельную и систематизирован. работу, обозревающую путь чуваш. К.л., написал В.С. Эзенкин. На процессуал. вопросах критики и литературоведения делает акцент в своих исследованиях В.Г. Родионов. В трудах этого поколения критиков большое внимание уделяется проблемам теории, методологии критики, взаимосвязи К.л. с историей и теорией литературы, литературоведением.
Автор: Г.И. Фёдоров.
Лит.: Эзенкин В.С. Теоретические основы чувашской литературной критики. 1917–1970-е годы. Ч., 1992.