ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – первая ступень отечеств. системы непрерывного образования, включающая дошкол. образовател. учреждения (ДОУ) разных видов. ДОУ Чуваш. Респ. в своей деятельности руководствуются Типовым положением (1995), согласно к-рому призваны решать комплекс задач: осуществлять охрану жизни и здоровья детей; обеспечивать их интеллектуал., личност. и физич. развитие.
Зарождение обществен. дошкол. воспитания (данный термин предшествовал понятию «дошкольное образование» до 1995) в Чувашии связано с распространением христианства. В 16 – нач. 20 вв. получили распространение две формы церков. благотворительности: воспитание в монастыр. приютах детей-сирот, обучение в новокрещен. школах детей 5–7 лет. Начало деятельности полугосударствен. благотворител. организаций во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. привело к появлению новых видов учреждений для воспитания детей: дет. приютов трудолюбия для детей-сирот и сезонных яслей-приютов для крестьян. детей. Ольгинские дет. приюты трудолюбия Ведомства учреждений императрицы Марии были открыты в городах Алатырь (1884), Ядрин (1891), Цивильск (1900), Чебоксары (1900) и в с. Шихазаны Цивил. у. (1896). Они предназначались для присмотра и обучения элементар. ремёслам детей-сирот и детей обедневших родителей. Кризис. ситуация в сел. хозяйстве, следствие ряда неурожай. лет, вызвала появление летних яслей-приютов в сёлах. С 1899 в Чувашии подоб. учреждения действовали в сёлах Батырево Буин. у., Мирёнки, Напольное, Сутяжное, Сиява, Хмелёвка Алатыр. у. Симбир. губ., Исмели, Кошки, Тогаево, Синьялы Чебоксар. у. Казан. губ. и др. Период с 1918 и до кон. 20 в. характеризуется становлением и актив. развитием государствен. системы дошкол. воспитания. В первые десятилетия совет. власти развитие сети дошкол. учреждений рассматривалось как условие решения задач строительства нового государства. В резолюции Всеросс. съезда работников просвещения и культуры (Казань, 1915) отмечалась необходимость организации воспитател. работы в дет. садах с учётом национал. особенностей, традиций, языка и истории этноса. Идеи дошкол. воспитания среди чуваш. населения широко пропагандировались через учител. и жен. съезды, издания брошюр на чуваш. языке, лекции, беседы, выставки, музеи и др. Типология дошкол. учреждений в довоен. период ограничивалась дет. яслями, дет. садами и дет. площадками. После 1959 появились ясли-сады. В сел. местности получили распространение малокомплект. дет. сады и школа-дет. сад. В 1960–80-е гг. шёл бурный рост сети дошкол. учреждений республики. Педагогич. процесс оснащался необходимым оборудованием. Произошли качествен. изменения в облике воспитателя: большинство из них имели сред. педагогич. образование; была создана эффектив. система повышения квалификации педагогов, включающая курсы, методич. объединения, семинары, педагогич. чтения и др.
С 1993 наблюдалось ежегод. сокращение количества ДОУ. Основными причинами этого процесса явились закрытие и перепрофилирование ведомствен. ДОУ, отсутствие средств на их содержание и капитал. ремонт, сокращение контингента воспитанников и низкая посещаемость детей. С нач. 2000-х гг. происходит постепен. увеличение охвата детей дошкол. общеобразовател. учреждениями. К 2000 в республике функционировало 550 ДОУ, где воспитывалось более 48 тыс. детей. Д.о. было охвачено 53,3% детей в возрасте от 1 года до 6 лет (в городе – 71,2%, в селе – 29,3%), в 201 учреждении воспитательно-образовател. процесс осуществлялся на чуваш., в 12 – на рус., чуваш., татар., в 6 – на татар. языках, в остальных – на рус.
В 2005 сеть учреждений, осуществляющих Д.о., была представлена 407 ДОУ; 29 начал. школами-дет. садами; 152 общеобразовател. школами, имеющими дошкол. группы. Их посещали более 47 тыс. детей. Более 90% ДОУ было расположено в зданиях, построен. по улучшен. типовым проектам. Предметно-развивающая среда включает объекты для наблюдения, средства изобразител. деятельности, конструирования и моделирования предметов окружающего мира, игровое и спортив. оборудование, аудио- и видео-средства, оборудование для проведения лечеб. и профилактич. процедур. В республике функционируют следующие виды ДОУ: 1) дет. сады; 2) дет. сады с приоритет. осуществлением одного или нескольких (центры развития ребёнка) направлений развития воспитанников: художественно-эстетич., личност., физич., интеллектуал.; 3) дет. сады комбинирован. вида, имеющие группы для детей с особыми потребностями: с нарушениями речи, опорно-двигател. аппарата, интеллекта, зрения, психо-эмоционал. сферы, группы для детей с задержкой психич. развития, для часто болеющих детей, для детей-инвалидов; 4) дет. сады компенсирующего вида: для детей с нарушениями интеллекта и задержкой психич. развития, нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигател. аппарата, для детей с малыми формами туберкулёза; 5) дет. сады ухода и оздоровления для часто болеющих, аллергич. детей, для детей с туберкулёз. интоксикацией.
В 2005 воспитательно-образовател. процесс на научно обоснован. принципах организовывали 5,5 тыс. педагогов. Среди них 34,7% имели высшее, 4,7% незакончен. высшее, 60,6% сред. специал. образование. Цели и задачи определены Концепцией дошкол. воспитания (1989), Концепцией государствен. образовател. политики Чуваш. Респ. (1998), Концепцией развития дошкол. образования в Чуваш. Респ. до 2020 года (2008). С 1995 в ДОУ республики внедрена, наряду с программами нового поколения «Радуга», «Развитие», «Детство» и др., регионал. программа воспитания ребёнка-дошкольника, разработан. на кафедре дошкол. педагогики Чуваш. государствен. педагогич. университета под руководством О.В. Драгуновой и Р.Б. Кузьминой. Определяя приоритет личностно-ориентирован. воспитания, обучения и развития, педагоги ведут поиск новых подходов по приобщению ребёнка к общечеловеч., духовно-нравствен. ценностям, национал. культуре, основам естественно-науч. знаний, безопасности жизнедеятельности. Широкое распространение получили инновацион. технологии «Чувашское гостеприимство», «Русское гостеприимство», «Праздники на земле Улыпа», «Игры батыра», «Золотая колыбель», «Прекрасное и ребёнок», «Юный пешеход», «Юный турист» и др. Большое внимание уделяется актив. формам взаимодействия детей с педагогом и друг с другом в виде поисковой и игровой деятельности, экспериментирования и моделирования, кружковой и студийной работы и т.п.
Среди новых прогрессив. тенденций Д.о. республики следует отметить включение ДОУ в экспериментал. деятельность по изучению и внедрению оптимал. и эффектив. методов и средств этнопедагогизации процесса воспитания, формирования чуваш. речи у русскоязыч. и русской – у чуваш. детей, воспитания справедливого отношения к сверстникам и патриотич. чувств, развития познавател. сферы, проведения психодиагностики, психокоррекции и психоконсультирования, организации педагогич. сопровождения детей с отклонениями в развитии. Только в 2003–04 Мин-вом образования и молодёж. политики было утверждено и профинансировано 8 экспериментал. площадок. С 2004 дет. сады республики стали участвовать в международ. проекте «Социально-эмоциональное развитие детей в дошкольном периоде», внедряя в образовател. процесс программы «Я–Ты–Мы», «Я–человек», «Открой себя» и создавая благоприят. социал. ситуацию развития, вовлечение семей детей в учебно-воспитател. процесс.
К 2020 в Чуваш. Респ. охват детей в возрасте от 1 года до 7 лет разными формами Д.о. возрос до 78,5%. Количество учреждений, осуществляющих Д.о., в республике составило 534. В них воспитывается 76,5 тыс. детей. В сфере Д.о. трудится 6,1 тыс. педагогич. работников, из кот-ых 66% имеют высшее, 34% сред. специал. образование (2020). Работают дет. дошкол. учреждения новых форм: 7 семейных дет. садов как структур. подразделений муниципал. учреждений, 7 домашних и 5 частных (2019).
Дошкол. образовател. учреждения активно участвуют в ежегод. Росс. конкурсе «Детский сад года», республикан. конкурсе «Лучший детский сад Чувашии» и др. Глав. задачей системы Д.о. Чуваш. Респ. остаётся сохранение всего лучшего, что накоплено в воспитании дошкольников за многие десятилетия, увеличение охвата детей за счёт внедрения новых форм на основе кратковремен. пребывания воспитанников в дет. саду.
Автор: М.Ю. Дерябина.