КРЯШЕНЫ, крещёные татары, кĕрешĕн – этноконфессиональная группа в составе волго-уральских татар. Численность в Росс. Фед. составляет 30,0 тыс. чел., в т. ч. город. население 12,0 тыс. чел., в Респ. Татарстан – 25,2 тыс. чел. (2021). Проживают также в Респ. Башкортостан, Удмурт. Респ., Челябин. обл. и др. регионах Поволжья и Приуралья. В Чувашии К. в основном проживают в городах, район. центрах юж. части республики. Верующие К. исповедуют православие; христианство приняли во 2-й пол. 16 – 1-й пол. 18 вв. Образуют ряд этнотерриториал. групп: молькеевские, чистопольские, нагайбаки и др. Прослеживаются параллели с традицион. культурой чувашей (представление о дохристианских божествах и духах, о культах киремет, йĕрĕх, проведение обрядов). Особенно это касается молькеевских К., проживающих в 9 селениях Апастов. р-на Респ. Татарстан. В 18 – нач. 20 вв. они причислялись органами власти то к татарам, то к чувашам. К нач. 20 в. более 5 тыс. чувашей стали считать себя молькеевскими К. Наряду с происшедшей сменой языка и этнич. самосознания в музыкальной и связанной с ней устно-поэтической и обрядовой культурах продолжают проявляться традиции средненизовых и низовых чувашей, прослеживается их генетическая и типологическая преемственность. В 17–18 вв. часть чувашей Закамья, ассимилировавшись, вошла в состав чистопольских К.
Христианским просвещением среди К. в кон. 19 – нач. 20 вв. занималась Казан. централ. крещено-татар. школа.
В переписях 1920, 1926 К. выделялись в качестве самостоятельной этнич. единицы. В 1990 создано «Этнографическое культурно-просветительское объединение кряшен».
Автор: Г.Б. Матвеев, П.П. Фокин.
Лит.: Мухаметшин Ю. Г. Татары-кряшены. М., 1977; Кондратьев М. Г. Музыкальный фольклор кряшен в свете чувашских параллелей // Чувашское искусство. Вып. 3. Ч., 1997.