Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

ПЕСНЯ – 1) наиболее распространённый жанр вокальной музыки. Музыкал. форма П. связана со структурой поэтического текста и имеет куплет. строение (см. Куплетная форма). Чуваш. П. подразделяются на народ. (фольклор.), профессионал., самодеятельные.

В традицион. чуваш. культуре П. принадлежит особое место: она несла обрядовую, магическую, сигнал., эстетич., воспитател. и др. функции. Тесно связана с обрядовой жизнью чувашей и подразделяется на П. календарно-земледельческого, семейно-бы­тового циклов и неприуроченные виды П. (См. в ст. Народное поэтическое творчество.)

Отличител. свойство чуваш. народ. П. традицион. стиля – краткосюжет. поэтика. Большинство сюжетов строится по принципу параллелизма, где первая метафорическая часть связана с образами природы, вторая, основная, часть – со сферой человеч. отношений. Одна из существен. характеристик народ. чуваш. П. – ангемитонно-пентатоническая ладовая система (пентатоника). Мелодическая линия П. состоит из варьируемых трихордовых попевок, начинается в верх. или сред. регистре звукоряда, завершается в нижнем. Характерно наличие небольшого числа внутрислоговых распевов. Ещё одной типологич. чертой чуваш. народ. П. является квантитативная ритмика. Распространены 3 типа фразы-стиха: четырёхъячейковая фра­за-стих «такмак» (xxxx), характер. для всех диалектов, пятиячейковая фра­за-стих «анатри» (xxx/xx), свойствен. для ни­зовых чувашей, трехъячейковая фра­за-стих (xxx), типичная для средненизовых чувашей. Музыкал. структура П. разнообразна. Встречаются следующие схемы: у низовых чувашей – АВ, АВВ, АВВ1В2, АА1ВВ1, у средне­низовых и вер­ховых чувашей – АВСD, АВА1В1С, АВСDСD и др. Свадеб. песни верховых и средне­низовых чувашей часто развивают-ся по принципу транспозиции, где вторая половина напева является повторением первой со сдвигом по высоте на интервал квинты вниз (см. Транспозиция квинтовая). В П. традицион. стиля преобладает гетерофонический склад многоголосия (см. Гетерофония). Для неприурочен. ли­рических песен, баллад, такмаков свойственен новый стиль, связан. с централизован. мажоро-минор. ладами, акцент­­-но-тактовой рит­микой, повествовател. сюжетом. Преобладает че­тырёхфразная структура ABCD, часто с повтором 2-й половины строфы ABCDСD.

В чуваш. профессионал. музыкал. культуре П. стала самым популяр. жанром. Первые попытки создания П. относятся к 1918–19 [«Вĕлле хурчĕ» (Пчёлка золотая), «Чухµнсен юрри» (Песня бедняков) Ф.П. Павлова]. В 1920-е гг. в этом жанре, наряду с Ф.П. Павловым, работали С.М. Максимов и В.П. Воробьёв. Произведения данного этапа носили эт­нографич. характер, их жанровая классификация и интонацион. строй соот­ветствовали традицион. стилю чуваш. фольклора. Новые процессы в развитии жанра стали наблюдаться в 1927. Они были связаны с появлением в чуваш. культуре массовой П. [«Малалла утар» (Дружно в ногу) Ф.П. Павлова, «Çăпата» (Лапоть) С.М. Максимова], к-рой присущи иные стилистич. характеристики: не имеющий аналога в фольклор. традиции жанр марша, квалитатив. тип ритмики, тонально-гар­моническая система, активные ритмоформулы. В 1930–40-е гг. совет. массовая П. в Чувашии получила широкое распространение, особенно такие её жанровые разновидности, как марш, гимн, такмак. Среди авторов – В.П. Воробьёв, Г.В. Воробьёв, Г.Г. Лисков, Г.С. Лебедев, Ф.М. Лукин, Г.Я. Хирбю, А.Г. Орлов-Шузьм.

В 1950–70-е гг. к П. обращалось большинство чуваш. композиторов, особенно плодотворно Г.Я. Хирбю, Ф.М. Лукин, Г.С. Лебедев. Жанровая система П. данного периода представляла собой гимны, марши, вальсы, такмаки, лирические, новобытные (выборные, трудовые, хоровод., гостевые) П. Ф.М. Лукин предпочитал гимнические П., Г.С. Лебедев – хороводные. Многосоставные жан­ровые связи произведений Г.Я. Хир­бю, Ф.С. Васильева, А.В. Асламаса, А.М. Михайлова, А.А. Петрова, в творчестве к-рых появились концерт. песни [«Савнă çĕр, Чăваш çĕршывĕ» (Любимая земля Чувашия) А.В. Асламаса], баллады («Баллада о брате», «Дуб» А.М. Михайлова, «Вспомним, тан­кисты» Ф.С. Васильева), «попутные» П. [«Песня строителей тракторного» А.А. Петрова, «Космос пат­тă­рĕсем» (Космонавты) А.В. Асламаса], П.-манифесты [«Чĕре юрри пур­нăç гимнĕ пул­тăр-и?» (Песня сердца, гимном станешь ли?) Г.Я. Хирбю], однако данные примеры немногочисленны.

Для чуваш. музыкал. культуры 1970-х гг. характерны ограничен. круг выра­зител. средств, жанровое, структур. и интонацион. однообразие. В песен. творчестве стали проявлять активность самодеятел. авторы (Г.С. Максимов, П.Г. Фёдоров, А.С. Сергеев, Н.Л. Эриванов, И.Р. Степанов, О.Я. Агакова, В.А. Алексеев, И.Г. Аршинов и др.).

В 1980–90-е гг. произошла переоценка ценностей, к-рая привела к тому, что большинство массовых П. совет. пе­риода оказалось невостребованным. Родился национал. «шоу-бизнес», инициативно развивающийся и в последующем. Активно заявило о себе новое поколение профессионал. композиторов – А.Н. Никитин, Ю.П. Григорьев, А.П. Галкин, Н.Н. Казаков, В.Г. Салихова, Л.В. Чекушкина, предпочитавшие в своём творчестве жанр П. эстрадной. П. стали создаваться в тесном сотрудничестве с вокально-инструментал. ансамблями («Сеспель», «Сявал», «Янташ», «Шевле», «Тин»). В ряде случаев авторы (Ю.П. Григорьев, А.П. Галкин, Н.Н. Казаков) выступали в качестве исполнителей созданных ими произведений. Наряду с этим распространение получило песен. творчество самодеятел. авторов (Ю.Д. Кудаков, Ю.Н. Жуков, Н.С. Карлин, В.И. Адюков и др.) и ряда эстрад. певцов;

2) П. в литературе. П. как стихотворение, написанное в форме стилизации народных П., в чуваш. поэзии сложилось ещё в 1830-е гг. (Хведи). С.М. Михайлов (Яндуш), М.Ф. Фёдоров, М.П. Арзамасов и др. поэты 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. постоянно обращались к данному жанру. Я. Турхан и Х. Турхан ввели в чуваш. поэзию другую разновидность П. – романсы. К.В. Иванов использовал термин юрµ для названия перевода эпического произведения М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Жанр литературной П. в 20–30-е гг. 20 в. развивали поэты А.П. Милли, Ф.П. Павлов, Н.И. Шелеби, И.Н. Ивник и др. Во 2-й пол. 20 в. поэтами-песенниками стали В.И. Давыдов-Анатри, В.А. Урдаш, Ю.П. Вирьял, Ю.С. Семендер и др. чуваш. ли­рики.

Автор: Т.А. Абрукова, В.Г. Родионов.
Лит.: Кондратьев М.Г. О песенном творчестве чувашских композиторов в 70-е годы // Вопросы мастерства в современном чувашском искусстве. Ч., 1981; Он же. Чувашская музыка: От мифологических времён до становления современного профессионализма. М., 2007; Родионов В.Г. Чуваш­ский стих: Проблемы становления и развития. Ч., 1992.
Иллюстрации
П.Г. Кипарисов. «К.В. Иванов слушает песню». 1957.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство