НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, букв. – мёртвая природа) – жанр изобразительного искусства (глав. обр. станковой живописи), посвящённый изображению неодушевлённых предметов, размещённых в единой среде и объединённых в группу. Может состоять из однородных предметов (напр., только посуды) либо сочетать разнородные (цветы, посуда, ткани и т.п.). Изображаются и объекты живой природы, но изолирован. от своей естествен. среды и тем самым обращён. в вещь (рыба, дичь на столе и т.п.). В Н. вырастает значительность малых предметов, выделенных из бытовой среды, повышенное внимание уделяется объёму изображаемых предметов, их пространствен. соотношению, выявлению фактуры их поверхности, передаче красоты цветовых сочетаний и т.д. Поэтому в Н. возрастает значимость обыденных предметов, она может подниматься до философ. обобщения. Как самостоятел. жанр Н. развился в 17 в., в чуваш. изобразител. искусстве со 2-й пол. 20 в. Широкое распространение получила в нём национал. тема – изображение хмеля, пива, предметов народ. костюма, быта, музыкал. инструментов и т.д. Наиболее весомо этот жанр представлен в творчестве B.C. Семёнова («Натюрморт с пирогами. Чувашские ватрушки», 1952), P.M. Ермолаевой («Завтрак», 1963), A.M. Спиридоновой («Хмель и пиво», 1969), В.Л. Немцева («Натюрморт с чувашской стариной», 1973), С.И. Алатова («Чувашское пиво и ра-ки», 1974), Н.А. Енилина («Воспоминание», 1975), П.П. Козлова («Мёд», 1979), Н.И. Садюкова («Натюрморт с шыбыром», 1980), Г.И. Исаева («Натюрморт. Памяти Ф. Павлова», 1983), Н.С. Ведерникова («Натюрморт с хушпу», 1990). На рубеже 20–21 вв. в этом жанре успешно заявили о себе А.В. Данилов, К.А. Долгашев, Е.М. Есин, Ю.Н. Романов, А.П. Рыбкин, Р.Ф. Терюкалова и др.
Автор: Ю.В. Викторов, А.А. Малинина.