Куплетная форма – одна из самых распространён. форм народ. и профессионал. вокал. музыки, встречающаяся в основном в песнях. Характеризуется неизмен. повторением музыкал. материала с меняющимся текстом. Повторяемое музыкал. построение, как правило, соответствует одной стихотвор. строфе, называемой куплетом. Количество куплетов может быть различным (от одного до нескольких десятков). В ряде источников К.ф. носит название строфической.
В чуваш. народ. песне строение куплета определяется в зависимости 1) от количества музыкально-поэтич. строк, его составляющих: различаются песни двух-, трёх-, четырёх- (и т. д.) строчные; 2) от характера чередования и повторяемости музыкал. и стихотвор. материала внутри периода (куплета) АВ, АВВ, ААВВ, АВАВ, АВСD и т.д. При этом структуры напева и стиха могут совпадать (АВАВ/АВАВ) или различаться (АВАВ/ААВВ). По содержанию стихотвор. текста куплеты между собой во многих случаях не связаны какой-л. сюжет. линией (см. Краткосюжетность).
В чуваш. профессионал. музыке, где песен. и камерно-вокал. жанры занимают одно из ведущих мест, наиболее типич. являются 3 разновидности К.ф.: 1) 4–8-строч. куплет в форме периода [Ф.М. Лукин. «Анлă Атăл хĕрринче» (На волжских просторах), «Уçланкăри палан» (Калина на поляне)] или простой двухчастный АВ [А.Г. Орлов-Шузьм. «Хĕрсем тĕрĕ тĕрлеççĕ» (Вышивальщицы)]; часто последние 1–2 строки повторяются; 2) запевно-припев. форма АВ, состоящая из одного или двух периодов [Г.С. Лебедев. «Тăван çĕршыв» (Песня о Родине)]; 3) куплетно-вариацион. форма [В.П. Воробьёв. «Шурă кăвакарчăн» (Белая голубка)].
К.ф. используется также в хоровых и сольных оперных номерах (А.Г. Васильев. Опера «Чакка», сцена молодёжного хороводного гуляния из 2-й картины), в музыкал. комедиях [В.М.Кривоносов. «Хаваслăх» (Радость), куплеты Кирука].
Автор: С.В. Ильина.