РОДИЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ – обычаи и обряды, связанные с родами, защищавшие, по традиционным представлениям чувашей, жизнь младенца, предохранявшие его от болезней. Роды принимала повитуха, выступавшая первой восприемницей, приобщающей ребёнка к семье и обществу; её помощь сопровождалась заговорами и действиями, к-рым приписывались магич. функции. Услугами повитух в нек-рых случаях пользовались до сер. 20 в. Младенца она принимала на свой подол с произнесением приглашения и благословения. Считалось, что душу в момент рождения приносит ангел-хранитель Пирĕшти, а божество смерти Эсрел здесь же караулит с целью похитить её. Чтобы душа не покинула тело, повитуха тёрла пуповину по направлению к животу младенца, затем перерезала её, у мальчика – на топорище или черенке кочедыка, у девочки – на донце прялки или ручке серпа, перевязывала льняной нитью; при этом она произносила заговоры. Пупок считался проводником между душой и телом, его старались сохранить, полагая, что он будет помогать новорождённому (прятали обычно на дне сундука). Удачей считалось рождение ребёнка «в сорочке», к-рую тоже хранили. Повитуха с наговором опускала в корытце серебряную монету, металлич. предмет, щепотку соли и купала младенца; плаценту укладывала в старый лапоть, затем её прятали: мальчика – под нижним венцом избы или конюшни, девочки – хлева. Эти и другие Р.о. и ритуал. действия выражали надежду на будущую хозяйственность, трудолюбие новорождённого. Затем повитуха помогала роженице мыться, совершая как гигиенич., так и якобы магич. очищение. Если ребёнок рождался недоношен., слабым, совершали обряд впускания в него души. После рождения ребёнка устраивали жертвоприношения духам.
Перед укладыванием младенца в колыбель бабушка или другая старшая родственница подносила его к печи и благословляла, мазала ему язык смесью сливоч. масла и мёда, чтобы речи его были мягкими и сладкими. В зыбку в качестве оберега клали какой-л. режущий инструмент (нож, ножницы).
Проводился обряд ача пăтти (букв. каша ребёнка) с участием отца, деда (или брата отца) и близких родственниц. Дед с караваем хлеба и кругом сыра чăкăт в руке молился богам и духам, обращался к предкам, испрашивая благополучие, здоровье младенцу и его матери. С сер. 19 в. этот обряд стала исполнять бабушка. Крещёные зажигали свечу перед образами и молились Богородице, не забывая помянуть предков. На стол подавали хлеб, сыр, яичницу или омлет, молочную кашу или суп. По кусочку хлеба, сыра, ложку каши выносили во двор и с молитвой приносили жертву. Мать в благодарность подносила повитухе отрез холста, мыло. Гостьи одаривали роженицу отрезами холста, для младенца клали монеты.
Имя ребёнок получал в тот же день или через нек-рое время. У чувашей бытовало несколько вариантов обряда имянаречения, к-рый с принятием христианства был постепенно вытеснен православ. крещением. В нач. 21 в. сохраняется такой элемент Р.о., как пиршество ача яшки (букв. суп ребёнка). На стол подают, наряду с другими, обрядовые блюда. Гости одаривают младенца и мать.
Автор: Г.Б. Матвеев, П.П. Фокин.