МОЗАИКА (франц. mosaique, от лат. musivum, букв. – посвящённое музам) – изображение или орнамент, выполненный из цветовых элементов: кусочков разноцветных натурал. камней, смальты, керамики, дерева и др. материалов; разновидность монументал. живописи. Употребляется преимущественно для украшения зданий, произведений декоративно-приклад. искусства.
Существуют два типа мозаич. произведений: римский, составленный из малых кубиков смальты или камня, и флорентийский, полученный из тонких пластов разноцвет. мрамора и яшмы, вырезанных и составленных по контурам изображения. Римская смальтовая М. изготавливается двумя способами: «прямой набор», когда частицы вдавливаются в грунт, нанесён. на декорируемую поверхность (известь, цемент, мастика, воск), и «обратный», когда М. выкладывается на кальке будущей картины лицом вниз, и после закрепления тыльной стороны мозаич. набора его лицевая поверхность окончательно обрабатывается, иногда шлифуется и покрывается воском.
В чуваш. искусстве, наряду со смальтой, употребляется кафельная крошка [Н.С. Ведерников «Музыка» (1976, Чебоксар. музыкал. училище)]. В технику «прямой набор» вносится своеобразие: свободное размещение кусочков керамики на поверхности [Н.С. Ведерников «Юность» (1977, Дом культуры колхоза им. Коминтерна Красночет. р-на)], использование эпоксидной смолы вместо грунта [Р.Ф. Фёдоров, Ю.Н. Николаев, оформление Чебоксар. приборостроител. завода (1977)]. В технике М. работали также И.И. Григорьев (цикл мозаич. работ на стенах цехов Чебоксар. приборостроител. завода), В.Ф. Гришаев – «Спорт» (1984, Чебоксар. ПТУ №1).
Автор: И.П. Меньшикова.