Статьи » Персоналии » Хронология » География » Ссылки » Библиография » Приложения » Написать письмо в редколлегию
 
На главную ЧУВАШСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ А  Ӑ  Б  В  Г  Д  Е  Ӗ  Ж  З  И  Й  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Ҫ  Т  У  Ӳ  Ф  Х  Ц  Ч  Ш  Щ  Ы  Э  Ю  Я На главную  
Почта Дом  

БАЛЛАДА (итал.-прованс. ba­llata, англ. ballad, нем., франц. ba­llade от позднелат. ballo – танцую) – лиро-эпиче­ский стихотворный или музыкальный жанр народного устного и индивидуального письменного творчества. В прямом значении (как танцевальная песня) Б. возникла в средневековом фольклоре романских народов. Популяр. жанром стала у профессионал. бардов – трубадуров и труверов. В других европейских культурах понятие о Б. наполнялось разным смыслом. В частности, в англо-шотланд. фольклор. традиции Б. проявилась как сюжет. песня на бытовом, историч. или легендар. материале с мрачно-драматич. колоритом. В письмен. литературе и музыке (вокальной, позднее также инструментал.) жанр Б. распространяется в эпоху романтизма, продолжая традицию разработки сказоч. или историч. тематики. В культуре России Б. развивалась как повествовател. песня легендарно-историч., лирико-любовного, социально-бытового, семейно-личност. характера с трагич. развязкой. В отличие от сказок в Б. побеждает зло. Для подчёркивания моральной победы героев при­меняются элементы чуда и фан­тастики (предсказание, превращение, оживление).

В чуваш. фольклоре Б. называется уйланăш (раздумье), хурлăхлă юрă (горестная песня), вăрăм юрă (длинная песня), пейĕт. От историч. песен Б. отличается размытостью событий и имён, от семейных – ярко выражен. трагичностью и развёрнутостью (эпичностью) сюжета. В чуваш. народ. Б. международ. (бродячие) сюжеты об отравлении родных, об измене уехавшего мужа или любимого, об уходе разлучён. невесты к мёртвому жениху не встречаются. Подобные сюжеты появились позднее в литературе 19–20 вв. («Нарспи» К.В. Иванова, «Варусси» Я.В. Турхана, «О покорении Биляра» Н.И. Шелеби, «В деревне» Ф.П.Павлова и др.).

В 20 в. в чуваш. поэзии создавались лирико-психологич. литератур. Б. («Вчера тебя на улице я встретил» В.Е. Рзая), военно-патриотич. («Кровь» А.Е. Алги, «Баллада об одной пуле» Г.Н. Айги, «Тополя» Ю.Г. Айдаша, «Подарок» А.Д. Калгана), героико-эпические балладные поэмы («Двадцать шесть» П.П. Хузангая, «Мать солдатская» М.Д. Уйпа), либретто для оперы («Шывармань» А.Е. Алги), а также Б. фольклор. характера («Вдова», «Железная мялка», «Две дочери» К.В. Иванова). Встречаются примеры, близкие к классич. французским Б. в 28 строк со строгой строфикой, рефреном и рифмой.

Первым образцом композитор. преломления фольклор. Б. в творчестве чуваш. композиторов является обработка Ф.П. Павлова «Легенда» для двухголос. пения а капелла (1912–13), в 1920–22 переработан. автором для сольного пения с фортепиано. Жанр вокальной Б. вновь появился в творчестве композиторов в 1960–70 под влиянием образности рус. совет. песни 1960–70-х гг. в связи с поисками воплощения темы человеч. судеб в драматич. моментах истории. Таковы «Баллада о коммунисте» В.А. Ходяшева (слова П.М. Градова), «Баллада о солдате» А.А. Петрова (слова П.М. Градова), «Вспомним, танкисты» Ф.С. Васильева (слова А.Н. Лукашина), бал­лады А.М. Михайлова «Дуб» (слова Ю. Тазова), «Калинушка» (слова М. Ерёменко), «Баллада о брате» (слова Ю.С. Сергеева). Образцом Б., играющей важную сюжет. и музыкально-драматургич. роль в крупном произведении, является «Баллада Садая» из 4-й картины оперы «Шывармань» Ф.С. Васильева. На её интонациях строится оркестровое вступление к 1-й картине. Жанр инструментал. Б. представлен в творчестве М.А. Алексеева (Баллада для фортепиано, 1958).

Автор: М.Г. Кондратьев, В.П. Никитин.
В данной статье изображения отсутствуют.

Info@it-serv.ru

c 2009 Чувашский государственнвй институт гуманитарных наук, Чувашское книжное издательство